информационное агенство «Экзистенция»

«Я поведу тебя в музей…»

     Хотели бы вы побродить ночью среди экспонатов и посетить несколько музеев подряд абсолютно бесплатно? Звучит заманчиво, не так ли?

«Ночь музеев» – международная ежегодная акция, посвященная Международному дню музеев, которая предоставляет такие возможности всем желающим. В рамках мероприятия музеи всего мира продлевают часы работы, организовывают новые экскурсионные программы, в их стенах проходят концерты и театральные постановки. Цель такой деятельности – показать возможности и потенциал современных музеев, а также привлечь новых посетителей.

    Впервые идея показать музейные богатства массовому зрителю в необычное время суток пришла в 1997 году в голову Йохену Бобергу, руководителю Музейно-педагогической службы Берлина. Он обратил внимание, что многие люди не ходят на выставки только потому, что часы работы музеев не совпадают с их свободным временем. Администрация города приняла решение пускать посетителей в галереи в определенный день бесплатно, а экскурсии проводить всю ночь напролет. Жители Берлина оценили этот жест. Небывалый наплыв посетителей привлек другие города Германии к участию в акции.

С тех пор берлинская «Длинная ночь музеев» – так называется мероприятие по сей день – устраивается дважды в год: в январе и августе. Каждая акция имеет свою тематику, например: «Европа», «Тайные откровения» или «История и истории». Открытие в Берлине происходит на ступенях «Старого музея». Затем с шести вечера и до двух часов ночи посетители, купив единый билет, осматривают известные экспозиции и те, куда в другие дни попасть проблематично. В эту особую ночь можно полюбоваться частными коллекциями. Специальные автобусы курсируют между объектами по разным маршрутам, поэтому за несколько часов ценители успевают осмотреть немало достопримечательностей. Серьезный немецкий подход к организации обеспечивает огромную посещаемость музеев Берлина и окрестностей. Даже ненастная погода и усталость не могут помешать берлинским ценителям культуры. Они продолжают перемещаться между учреждениями до традиционного салюта, завершающего мероприятие. Необычный формат «Длинной ночи музеев» настолько нравится жителям Берлина, что со временем были организованы ночи науки, оперы, книг и даже шопинга.

Чуть позже к движению присоединились Голландия, Чехия, Швейцария и США. Под тем же названием акция проходит и в Австрии, где заботливые устроители бесплатно угощают посетителей сладостями. Неизменным успехом неспящих австрийцев пользуются Музей истории природы, Дом музыки и Дом-музей Моцарта. Так, в 2003 году в рамках праздника огромное количество посетителей пришло посмотреть коллекцию полотен Рубенса, которую собрал князь Лихтенштейна Ханс Адам II.

В 1999 году сотрудники Лувра тоже решили популяризировать музейное искусство. При поддержке Министерства культуры и коммуникаций Франции была проведена акция «Весна музеев», приуроченная к Международному дню музеев, который отмечается 18 мая. В отличие от берлинской «ночи», французским ценителям культуры предоставлялась возможность не только осматривать музейные экспонаты в нетрадиционные часы работы, но и делать это бесплатно. Французское мероприятие настолько понравилось участникам и посетителям, что постепенно к нему присоединились другие музеи Европы. Уже к 2001 году в 39 странах музеи взяли за правило открывать весенней ночью двери большому количеству посетителей, а акция стала проходить под эгидой Совета Европы. Это позволило показать богатство и разнообразие культурного достояния музеев, увеличить обмен художественными экспонатами между музеями различных стран при помощи не только государственных структур, но и частных коллекционеров, спонсоров и меценатов.

Города-участники придерживаются определенной темы. В 2002 году акция «Пять чувств» позволила посетителям ощутить искусство при помощи органов вкуса, обоняния, осязания, слуха и, конечно же, зрения. Например, в Страсбургском музее можно было попробовать на зуб различные минералы, в Экс-ан-Провансе – вдохнуть целую гамму запахов самых разных духов, а в музее Вильфранш-сюр-Мера предлагалось потрогать скульптуры с закрытыми глазами. Взаимодействие со зрителем, контакт с человеком приносит свои плоды. Посещаемость некоторых музеев в такие ночи увеличивается в 50 раз по сравнению с обычным выходным днем. Среди гостей немало молодежи, ведущей преимущественно ночной образ жизни, и тех, кто работает допоздна. Для крошечных и малоизвестных музеев это шанс выйти на более серьезный уровень. В области культуры музеи во Франции вышли на второе место по популярности, уступив лишь кинематографу. В 2005 году акция получила название «Ночь музеев» и проводилась в 150 странах. В 2009 году мероприятие поддержала ЮНЕСКО: в музейную ночь все желающие могли посетить штаб-квартиру организации в Париже.

Первым городом России, принявшим участие в движении, стал Красноярск. Это объясняется тем, что деятельность Красноярского музейного центра ориентирована «не на прошлое, а на будущее культуры». В честь своего 15-летнего юбилея в 2002 году этот центр открыл двери ночным визитерам под девизом «Там, где сбываются сны». Несмотря на небольшую плату, более пяти тысяч ценителей культуры посетили выставки, вернисажи и фолк-рок фестиваль. Акция стала новой культурной традицией Красноярска: она ежегодно проводится весной и осенью и собирает тысячи посетителей.

Москва присоединилась к европейским странам в 2007 году. В акции приняли участие 6 городских и 4 федеральных музея, продливших свою работу до 21 часа. Получился скорее «Вечерок музеев». Но уже на следующий  год в рамках альтернативной акции «Доутрарт» к ним присоединилось более 40 частных галерей, фондов культуры и первый частный музей ART4RU. Был поставлен абсолютный рекорд, превысивший успех многих месячных выставок: за ночь в мероприятиях поучаствовало 450 тысяч человек.

С 2008 года культурно-образовательная акция «Ночь музеев» стала в Москве ежегодной и проводится в третьи выходные мая. В 2011 году при поддержке Департамента Культуры города Москвы в ней приняло участие более двух сотен арт-площадок, составивших специальную программу. Были спланированы мероприятия для детей, для любителей современного искусства и других групп населения. Для удобства перемещения между учреждениями были продуманы три автобусных маршрута, связывающие основные музеи и галереи города. Невзирая на холод и моросящий дождь, длинные очереди посетителей тянулись в залы. Молодежь составляла большинство, но и люди старшего поколения активно обсуждали мероприятия, на которые уже успели попасть. Впечатление портил тот факт, что основные федеральные площадки закрывали свои двери в полночь.

Но свои задачи акция выполняет. Меняется способ взаимодействия с аудиторией, которая начинает восприниматься как участник диалога, осуществляемого в музейной среде. Посещаемость мероприятий повышается отчасти за счет того, что ночью в музее нет тех строгих правил, которые необходимо соблюдать днем. Каждый год «Ночь музеев» дает возможность тысячам людей приобщиться к искусству в необычных условиях: после захода солнца и бесплатно. Это позволяет посетителям открыть для себя что-то новое. Руководители музейных центров отмечают, что публика приходит интересующаяся, активная. Многие ночные экскурсанты посещают экспозиции, на которые сложно попасть в другой день или вовсе невозможно в течение всего года. Как показывает практика, после «Ночи…» сохраняется активный интерес к выставкам музеев, участвующих в акции. И самый главный плюс в том, что «Ночь..» объединяет совершенно разных людей в стремлении прикоснуться к вечному.

Роман Тимаков

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

«Я поведу тебя в музей…»

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>