информационное агенство «Экзистенция»

«Все свое ношу с собой»

    Долгожданный отпуск можно провести по-разному. Некоторые берут «горящую» путевку и наслаждаются пляжным отдыхом по системе «все включено», другие проводят каникулы в горах на сноубордах, кто-то предпочитает родные грядки клубники в деревне.

Однако немногие знают, как на запоминающиеся путешествие потратить сущие копейки и получить массу впечатлений, побывать там, где и не снилось любителю пляжей, не мучаясь с выбором отеля и не страдая из-за потерянного авиаперевозчиком багажа…

     «Все свое ношу с собой», — так говорил древнегреческий  мудрец Биант,  и сегодня у него находится все больше и больше последователей. К их числу, например, можно отнести  бэкпекеров – необычных туристов, которые, в отличие от «цивилизованных» туристов, пользующихся чемоданами и носильщиками, умещают свой багаж в рюкзаке.  Отсюда и название: backpack в переводе с английского означает «рюкзак». Но это не единственная особенность движения. Бэкпекеры не пользуются услугами туроператоров, не покупают путевок, самостоятельно планируют и организуют свое путешествие, придерживаясь принципа «минимум затрат — максимум мест».

Начало бэкпекингу было положено еще в 60-70-х годах XX века, когда хиппи из Америки и Европы двинулись в Юго-Восточную Азию в поисках вечного кайфа, при этом плохо представляя, в каком же регионе этот кайф искать и как до него добраться. Дальнейшее развитие движения связано с именами Тони и Морин Вилер. Супруги совершили марш-бросок от Европы до Австралии, после чего выпустили книгу «Через Азию недорого», в которой подробно описали свои приключения. В 1972 году вышел их первый путеводитель «Lonely Planet». В России основателем бэкпекинга считается Валерий Шанин. В 1999 году он отправился кругосветное путешествие автостопом, побывал в  Монголии, Китае, Лаосе, Таиланде, Малайзии, Сингапуре, Индонезии, Восточном Тиморе, Австралии, Новой Зеландии, Аргентине, Чили, Перу, Эквадоре, откуда на попутном банановозе вернулся в Россию. Причем потратил он на это 1080 дней и 280 долларов.

Сегодня Валерий активно пропагандирует бэкпекинг в России, делится в своем блоге опытом покорения самых невероятных маршрутов. А супруги Вилер издают популярные путеводители, где даны адреса гестхаусов, дешевых забегаловок и прочая полезная информация. Как ни парадоксально, такие путеводители невольно убивают саму идею бэкпекинга. Ведь настоящий бэкпекер стремится не просто проехать по определенному маршруту с минимальными затратами, но и побывать в совершенно новых местах, получить массу свежих впечатлений, самостоятельно разрабатывая программу своего путешествия. Путеводители же, наоборот, рассказывают о самых популярных хостелах и маршрутах, лишая вольного путешественника той самой свободы и непредсказуемости, которые и являются основными принципами движения.

Тем не менее, за последнее десятилетие интерес к бэкпекингу возрос, и вследствие этого, как грибы после дождя, начали появляться специализированные сайты, где вольные путешественники могут обсудить предстоящие или прошлые подвиги, обменяться опытом, узнать о семинарах и встречах.  Кстати говоря, бэкпекеров, которые активно пользуются различными техническими примочками, называют  «флэшпекерами». У такого в рюкзаке не только «сало и спички, и Тургенева восемь томов», но и  дорогая съемочная аппаратура, современнейшие средства связи. Главный принцип — свобода передвижений и максимум впечатлений — остается неизменным. При этом, по итогам каждого путешествия они выкладывают документальные свидетельства своих приключений в блогах и сайтах, обеспечивая, тем самым, информационную базу, и, конечно же, хорошее подспорье неофитам движения.

Есть среди «рюкзачников» и экстремалы – «легкоходы» (Lightweight backpacking), которые стараются максимально облегчить свой рюкзак. За счет легкого и многофункционального снаряжения эти  представители бэкпекинга могут проходить гораздо большие расстояния за день. Одним из гуру легкоходства считают Эмму Гейтвуд. В 1955 году она пешком пересекла Аппалачи, имея при себе только вещмешок с армейским одеялом.

Можно сказать, что бэкпекеры – это анархо-туристы, не отягощенные обязательствами, неприхотливые в быту и еде путешественники, готовые к суровым условиям и ярким впечатлениям. Как правило, живут они в самых дешевых гостиницах, многие из которых являются «настоящим раем» для энтомолога, перекусывают в забегаловках, известных только местным жителям. Они ни от кого не зависят и считают, что день удался, если получилось сэкономить лишние пять-десять долларов. Можно даже не заморачиваться поиском самого дешевого хостела в мире, а остановиться, к примеру,  в монастыре, в парке, в сквоте, в домах местных жителей. У бэкпекеров проводится негласное соревнование: кто посетит за одно путешествие больше мест, затратив при этом минимум средств. Среди таких путешественников весьма развита взаимовыручка — бэкпекер не оставит «коллегу» в беде, спасет, наставит на путь истинный. Некоторые из них путешествуют небольшими группами по два-три человека, но, чаще всего, можно встретить одиночку с рюкзаком за спиной, «голосующего» на обочине.

На первый взгляд, бэкпекинг очень похож на отдых «дикарем», популярный во времена  Советского Союза. Но разница есть: если «дикари» — это все-таки туристы, идущие по определенному пути, по которому сто раз водили экскурсионные группы, то ни один уважающий себя бэкпекер к этой «касте» себя не причислит. Намеченный бэкпекером маршрут может поменяться в любой момент. Если идешь, скажем, по маршруту Варшава — Рим, то почему бы не заглянуть заодно и в Лиссабон? А, может, ну этот Рим! Город же вечный, можно посетить его и в другой раз.

Ради свободы передвижения хороши все средства: это и банальный автостоп, и трайнстоп – передвижение на железнодорожном транспорте в кабине локомотива (при желании можно «тормознуть» и электричку), и гидростоп (аквастоп) — на попутных морских и речных судах, и мотостоп – на транспорте с небольшим объемом двигателя или на немеханических транспортных средствах (мотоциклы, велосипеды, повозки, лошади и т.д.). Ну а когда космические корабли начнут вовсю бороздить просторы вселенной, наверняка появится и «спейсостоп»…

Интересно, что некоторые страны ужесточают въезд для вольных путешественников, так как в сектор туризма эти «халявщики» приносят мало прибыли.

Бэкпекером может стать любой: и студент, и офисный сотрудник, и единственный сын какого-нибудь магната (достаточно вспомнить Дэвида Ротшильда, известного путешественника и эколога). Главное – желание получить новые эмоции от настоящей жизни, а не просто «нарядные открытки», которые предлагает туроператор.

Что же нужно начинающему бэкпекеру? Самое главное – это голова на плечах: впечатления впечатлениями, но о собственной безопасности забывать все-таки не стоит. Конечно же, важно и личное обаяние путешественника — хорошо  подвешенный язык доведет не только до Киева.  Жизнерадостность, позитивный настрой, умение не пасовать перед трудностями, а наслаждаться дорогой и ловить каждый момент путешествия — все это не менее важно, чем хороший рюкзак. Как говорит один мой знакомый, вольный путешественник со стажем: «Надо, чтоб все было в кайф».

Так что, если у вас есть вместительный рюкзак, смелость и некоторая «безбашенность», заряд позитива, отправляйтесь навстречу приключениям и незабываемым эмоциям, ведь только так можно почувствовать себя по-настоящему свободным.

Лилия Остапенко                                                                                                                            

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

«Все свое ношу с собой»

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>