информационное агенство «Экзистенция»


Владимир Шкуровский: «Оркестр — это форма и средство духовного обмена между людьми»

Владимир Шкуровский – Художественный руководитель и главный дирижёр Русского народного оркестра РАМ им. Гнесиных «Душа России», автор переложений, аранжировок и инструментовок для оркестров разных составов, человек с мировым именем и трепетной душой, глубоко чувствующей красоту гармонии и красоту жизни. В беседе с корреспондентами ИА «Экзистенция» Инной Винель и Екатериной Сердобовой Владимир рассказывает о своем восприятии музыки, духовности, красоты, размышляет о месте народной музыки и народного оркестра в современном мире, о том, что может привести человека к осознанию истинно прекрасного.

ИА «Экзистенция»:  Владимир, расскажите о том, как Вы пришли в мир музыки. Вы уже в детстве знали, что музыка станет Вашей профессией?

В. Шкуровский: Занятия музыкой для ребенка начинаются чаще всего «из-под палки». Я всегда хотел играть в хоккей, а приходилось, по настоянию родителей, — на аккордеоне. Осознанность Музыки как Чуда пришла где-то в 16 лет, когда я вдруг неожиданно вышел к оркестру. Это ощущение, когда перед тобой сидят живые люди,  внемлют тебе и подчиняются твоему жесту и слову, и «из ничего» вдруг возникает звук – это непередаваемое чувство, граничащее с волшебством.

Мой отец немного играл на аккордеоне и мечтал, чтобы я стал профессиональным исполнителем. Но его мечте не суждено было осуществиться: со временем мне стало тесно в рамках одного инструмента. Сейчас в нашем оркестре более шестидесяти человек, соответственно и инструментов столько же, но даже так их не всегда хватает, и я обязательно приглашаю дополнительно еще голоса и хоры.

ИА «Экзистенция»: Часто в семьях музыкантов дети тоже становятся музыкантами. Как Вы относитесь к такой преемственности профессии?

В. Шкуровский: У меня пока детей нет, но я могу высказать свое мнение по этому поводу. Дети – это всегда другое, чем родители. Например, я совсем не такой как мои родители: чего бы они ни хотели, как бы этого ни желали, у меня уже с шести лет было свое видение, понимание, что я иду другой дорогой, другим путем. В этом смысле невозможно предугадать, какими станут наши дети… Единственное, что бы я порекомендовал людям, и себе, в том числе, чтобы ребенок обязательно получил хотя бы начальное музыкальное образование. Оно дает приобщение, открывает человеку, что есть и такая сторона, такая духовность на свете. Я в одно время работал в двух школах: в музыкальной вел оркестр из 15-20 детей, и работал с детьми такого же возраста в общеобразовательной школе. Это совершенно разные люди. Музыкальные дети тоньше, они гибче, воспитаннее, что ли. Музыка всегда накладывает на ребёнка свой отпечаток духовности.

ИА «Экзистенция»: Расскажите о каком-нибудь человеке или случае, который сыграл в Вашей жизни важную, может быть, судьбоносную роль.

В. Шкуровский: Обучаясь на втором курсе института, я увлекался популярной музыкой. Создал ансамбль: аккордеон, контрабас, гитара, ударные инструменты. Думал о том, чтобы выступать в ресторанах и зарабатывать… Принес я как-то на урок своему педагогу, Шишакову Юрию Николаевичу, аранжировку песни «У самовара я и моя Маша». Вы знаете, мне хватило одного только взгляда учителя, чтобы перевернулось все мое мировоззрение. Представьте: к профессору пришел студент ВУЗа, такого статусного учебного заведения как академия музыки им. Гнесиных, и у этого студента нет высшей цели, а вся степень его творческого горизонта ограничивается лишь рестораном. От печального взгляда профессора меня словно пронзило молнией. Господи, куда я иду? С тех пор я задумался и начал тянуться к другой музыке — той, которая несет в себе нечто большее, чем просто музыка «для желудка». Мой путь в корне изменился. Я очень благодарен Юрию Николаевичу: те эмоции, которые сегодня я испытываю, дирижируя  оркестром, ни с чем нельзя сравнить. Это очень глубокое чувство, особый мир, который позволяет парить над землей.

ИА «Экзистенция»:  А почему из всего разнообразия музыкальных стилей и направлений Вы отдали предпочтение именно русской народной музыке?

В. Шкуровский:  Я не знаю, какое у вас представление о народной музыке. Если судить по телевидению, то оно показывает в лучшем случае лишь треть того, какая она есть на самом деле. Это не обязательно частушка и кокошник. Кроме частушечной народной музыки, есть еще и инструментальная музыка, и авторская песня, и профессионально-композиторская песня. У Рахманинова есть такое показательное сочинение как «Три русские песни», написанное для смешанного хора и симфонического оркестра. У меня душа плачет, когда я слушаю эту музыку. В ней выражена вся боль человека, все чувства и страдания народа, русского в первую очередь. Такую музыку вполне можно было бы включать в совместные проекты народного оркестра с эстрадными звёздами, например. Сейчас общая тенденция слушания и восприятия людьми музыки ведёт к упрощению. А нам хотелось бы не упрощать своё музыкальное профессиональное исполнительство до уровня трех аккордов, какими часто бывают эстрадные песни,  а эстрадных исполнителей привлекать к себе, в наш музыкальный мир. Думаю, это было бы очень интересно…

ИА «Экзистенция»:  Название Вашего оркестра – «Душа России» — несет серьезную смысловую нагрузку, некий посыл. Как оно возникло?

В. Шкуровский:  Поскольку я был воспитан на музыке, то понимаю и чувствую ее острее, чем остальные виды искусств. Кроме того, воспринимаю именно музыку как важную составную часть культуры народа, как то, что может открыть и помочь человеку ощутить Красоту. Я патриот своей Родины, поэтому мне очень хотелось, чтобы имя оркестра обязательно перекликалось с названием нашей страны. Поскольку исполнительное искусство в меньшей степени связано с чем-то материальным, то другого слова нежели «душа», которая глубока, всеобъемлюща и таинственна, я не нашел. И когда название вдруг возникло, как результат долгих поисков и дум на нашем художественном совете, я с радостью принял его для оркестра. Во мне и сейчас живёт надежда, что если я сердцем и душой со страной, то и страна со мной.

ИА «Экзистенция»:  В наши дни очень остра и даже болезненна тема национальной идеи. Какой Вы видите национальную идею России?

В. Шкуровский: Я думаю, что должно быть религиозное содержание, потому что без религии невозможна жизнь и развитие общества. Без Бога это путь в никуда: путь к обогащению, к культу материального, приземленного. В основе национального пути в любом случае должны быть: в первую очередь, — Религия, а во вторую, — Культура. И, конечно, музыка – как часть культуры.

ИА «Экзистенция»:  Наша страна многонациональна и сложно представить себе, что какая-то из религий могла бы стать объединяющей. Может быть, народная музыка как часть нашей культуры могла бы стать основой нашей идеологии?

В. Шкуровский:  Искусство без религиозного начала никогда не может стать символом, национальной идеей или стержнем. Искусство в основе своей очень разное. Та тема или путь, которые человек выбирает для себя в искусстве, либо возносит его до небес, либо уводит в абсолютно неизвестные дебри. Люди через искусство  могут впустить в свою душу что-то не отсюда… а это «что-то» не всегда является Богом и, бывает, разрушает человека. Некоторое время тому назад я увлекся оперой Рубинштейна «Демон». Точнее, тремя великолепными сладко певческими романсами Демона. После того, как я открыл душу для этой музыки, я на полгода впал в депрессию – на ровном месте, не было для этого никаких объективных причин. Произведение искусства, впущенное в душу, — если оно создано без участия Бога, а значит с участием каких-то других сил, — оно разрушает. Именно поэтому искусство не может быть стержнем, стержнем может быть только Бог, а настоящее искусство – это только средство.

ИА «Экзистенция»:  Какие надежды Вы возлагаете на Ваш оркестр?

В. Шкуровский: Поскольку я веду Русский народный оркестр, главный вопрос, который меня волнует, — есть ли будущее у этого оркестра. Как открыть людям, что та музыка, которой мы занимаемся, нужна? Как объяснить, что музыка русского народного оркестра, созвучие таких инструментов, как балалайки, домры, гусли, баяны в исполнении молодых людей, любящих искусство и имеющих трепетную душу, нужна каждому человеку? Только с помощью концертов и пропаганды, и хорошо, если на государственном уровне. Ведь понимание приходит не сразу, а постепенно. Оно становится возможным только благодаря личному опыту человека от слушания, видения, внимания и погружения. Но без работы над собой, без участия государства или меценатов и без моды на народную музыку, станет  ли он (человек)  чутким и восприимчивым? В связи с этим встает следующий вопрос: как сделать это модным? В последнее время я нахожусь в непрерывном поиске будущего для нашего коллектива, для народной музыки. Есть почти граничащая с  верой надежда, что это будущее у народного оркестра есть.

ИА «Экзистенция»:  Каким бы Вы хотели видеть это будущее?

В. Шкуровский: Я воспринимаю оркестр как форму и средство духовного обмена между людьми. В качестве составляющей духовного обмена здесь выступает музыка. Важно дать людям возможность воспринимать эту музыку. Чтобы они, включая телевизор и слушая радио, могли видеть не только похожие друг на друга клипы MTV, но и другую реальность. Оркестровое исполнительство на русских народных инструментах, в моем понимании, — это другая реальность, особая духовность, великая музыка, серьёзный посыл, глубокое содержание. Я не отменяю MTV, но мне бы хотелось, чтобы мы по жизни шли рядом: популярная музыка, народный оркестр, симфонический… У слушателя должен быть выбор.

ИА «Экзистенция»:  Как Вы думаете, могут ли эти направления музыки как-то соприкасаться?

В. Шкуровский: В наше время продолжается тенденция синтеза искусств и поиска новых форм. Конечно, они могли бы пересекаться. Я, например, с удовольствием сделал бы совместный проект с кем-нибудь из эстрадных звезд, только чтобы они пели нашу музыку. Сейчас есть композиторы, создающие современную и даже классическую музыку для народного оркестра, которая и по качеству, и по содержанию могла бы составить достойный репертуар для любого исполнителя.  Мне бы очень хотелось выступить с Анной Нетребко и Дмитрием Хворостовским. И я знаю, что уровень нашего оркестрового исполнительства позволяет нам работать с этими мастерами, но сформировать все сопутствующие для этого события пока еще не получается.

ИА «Экзистенция»: Деятельность оркестра требует значительных финансовых затрат. Как Вы решаете эти вопросы?

В. Шкуровский: Со спонсорством в нашем деле сложно. Когда общаешься с людьми бизнеса, каждый из них спрашивает: «А какая мне выгода от этого?». Но оркестр – малорентабельное предприятие, он редко может приносить прибыль. Так что спонсор должен быть скорее меценатом — фанатичным любителем балалайки, которому престижно было бы иметь свой «придворный оркестр»… На самом деле уже есть люди, которые нас поддерживают. Один из ведущих юристов России Александр Карабанов периодически выделяет некоторые средства на целевые нужды оркестра. Ректор Российской академии музыки им.Гнесиных Маяровская Галина Васильевна оказывает всевозможную поддержку коллективу. Художник Никас Сафронов дал согласие использовать в оформлении концерта и обложки DVD с записью оркестра свою картину «Сон о небесном замке» и т.д.

ИА «Экзистенция»: Современный мир, в основном, ориентирован на материальную сторону жизни, а музыка – искусство скорее духовное. Как Вы относитесь к тому, что Вам, музыканту, приходится задумываться о таких «земных» вещах, как, например, финансирование Вашей деятельности?

В. Шкуровский: Любому музыканту в жизни и карьере иногда приходится «переступать через себя» для достижения какой-то высшей цели. И по-другому почти не бывает. Приходится искать музыкальный и человеческий компромисс со спонсорами, со  звёздами, с руководством. При этом не достаточно только иметь желание договориться. Человек всегда стоит перед выбором, какую часть себя он готов принести в жертву обстоятельствам, и готов ли к этому вообще. Я стараюсь, чтобы степень компромисса между условиями, диктуемыми жизнью, и тем, что является моим внутренним миром, была как можно меньше. Всему земному есть предел. Если все время размениваться, то, что останется от тебя?

ИА «Экзистенция»: Какие личные качества привели Вас к тому успеху, которого Вы достигли?

В. Шкуровский: Букет качеств. В первую очередь, это любовь к музыке, к настоящей Музыке с большой буквы. Дальше, наверное, трудолюбие, амбиции, гибкость, пытливость, коммуникабельность. Правда, не могу сказать, что я обладаю всеми этими качествами в полной мере, потому что иначе я бы давно уже привил любовь к Русскому народному оркестру всем тем, от кого во многом зависит его судьба и будущее.

ИА «Экзистенция»: Помимо музыки, есть у Вас какие-то увлечения, хобби? Что Вы любите?

В. Шкуровский: Я люблю азиатскую кухню и собираю необычные ударные инструменты. Всегда, когда езжу по разным городам России или бываю за границей, первым делом узнаю, где музыкальный магазин. И покупаю либо ноты, либо инструменты. У моих подопечных ударников есть уже почти целый «мешок Деда Мороза», куда Владимир Михайлович складывает все новинки. Это мешок  нестандартных инструментов, таких как, например, тайская лягушка, американский клаксон или будапештский виброслип…

ИА «Экзистенция»: А что такое для вас «счастье»?

В. Шкуровский: Счастье – это гармония души. Гармония жить здесь и сейчас, а еще лучше, если с любимым человеком. Ну и быть здоровым при этом. Мы с женой друг друга немного воспитываем, пытаясь создавать правильные установки. Существует, на мой взгляд, абсолютно неверная поговорка: «Хорошо там, где нас нет». Это в корне неправильно. Она приводит людей к ложному мироощущению.  Мы с женой стараемся жить по следующему правилу: «Хорошо там, где мы!». И в приятном путешествии, и в рабочих буднях, мы часто повторяем себе эти слова. Счастье – это состояние души, при котором хорошо там, где ты. И поскольку я сейчас здесь, на интервью, а «Хорошо там, где мы!», значит, я счастлив. Моя жена в эти минуты на работе. Если она сейчас вдруг вспомнит, что «Хорошо там, где она!» – тогда она сегодня тоже будет счастлива.

 

Также смотрите в разделе Zoom:

«Другая реальность» Владимира Шкуровского — подборка фотографий

Видеозапись выступления оркестра «Душа России»

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Владимир Шкуровский: «Оркестр — это форма и средство духовного обмена между людьми»

Donec auctor ullamcorper nunc, vitae pellentesque mi fringilla posuere. Maecenas semper nisl a magna placerat eget dignissim urna cursus. Praesent ac erat quam, in suscipit purus. Vestibulum vitae arcu sed purus sodales adipiscing. Quisque eu dui ac dui pellentesque malesuada id ut lectus. Proin ut vestibulum dui. Pellentesque habitant morbi tristique senectus et netus et malesuada fames ac turpis egestas. Donec placerat porta lectus, eu condimentum diam tincidunt at. Pellentesque eget mi at lorem pretium pretium sit amet a nunc. Etiam fermentum sem ac eros venenatis scelerisque. Curabitur gravida vehicula lorem, eu iaculis odio pretium nec. Curabitur malesuada metus erat. Nulla tempor porta feugiat. Nullam nec ligula eu quam ullamcorper ultricies nec sed ligula. Donec at diam lorem. Maecenas placerat iaculis dolor, et vulputate justo vehicula ac. Fusce sodales risus sit amet nunc blandit ornare.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>