информационное агенство «Экзистенция»

Купить газовую плиту в херсоне кухонные плиты.

Теория поколений

Каждому из нас приходилось слышать от старших фразы, начинающиеся словами «А вот в наше время…» или «Нынешняя молодежь…». Продолжение может быть любым, но чаще всего, в этих словах слышится нескрываемая ностальгия по прошлому , неприятие или даже осуждение современного образа жизни и мышления. Тем не менее, взрослея, мы с удивлением обнаруживаем, что то поколение, которое идет вслед за нами, уже разительно отличается от нас самих. И не всегда его ценности нам понятны.   Проблема «отцов и детей» неоднократно поднимавшаяся писателями и философами,  в современном мире стремительных перемен, кажется, становится все более актуальной. Почему же различия между поколениями так заметны? Теория поколений, созданная в 1991 году американскими учеными Нейлом Хоувом и Уильямом Штраусом, дает объяснение этому феномену.

Авторы теории  проанализировали всю историю своей страны, и пришли к любопытным выводам. Оказалось, что системы ценностей у людей, выросших в разные исторические периоды, значительно различаются. Это связано с тем, что ценности формируются не только в результате семейного воспитания, но и под влиянием общественных событий. Значение имеет все: экономические, социальные, технологические, политические факторы, принятая модель семьи, сложившиеся представления о том, «что такое хорошо, а что такое плохо». А само это формирование происходит до 12-14 лет.

В качестве примера влияния исторического контекста на ценности людей можно привести так называемый феномен «съешь тарелку до конца», когда бабушки, стремясь накормить своих внуков, говорят: «пока не доешь – из-за стола не выйдешь», «в последнем кусочке – вся сила» и т.д. Причина в ценностях, сформировавшихся в тяжелое и голодное военное время – жить экономно, «про запас».

Согласно теории, каждые четыре поколения составляют определенный цикл. Временной промежуток, в который рождаются представители одного поколения, составляет около двадцати лет, поэтому длительность одного цикла равна 80-90 годам. После завершения цикла начинается повторение: ценности пятого поколения схожи с ценностями первого. Дети, рожденные на стыке генераций, подвержены влиянию двух групп ценностей и образуют так называемое переходное или эхо-поколение. Смену поколений сравнили с сезонностью природы и выделили 4 основных типа:

-      «осень» — это поколение «героев», деятельных, уверенных в себе борцов, не столько создают новые ценности, сколько отстаивают существующие;

-      «зима» — поколение неуверенных, одиноких, лишенных внутреннего «стержня», предпочитающих приспосабливаться к существующей системе людей;

-      «весна» – поколение идеалистов, революционеров, оптимистов, которые создают новое светлое будущее;

-      «лето» — это реакционеры, непостоянные, циничные, разочарованные в реалиях выстроенной системы и отвергающие моральные ценности.

На основе своих исследований Хоув и  Штраус создали классификацию поколений XX-го, а позднее XXI-го века: поколение строителей (GI), Молчаливое поколение, поколение Беби-бумеров, поколение X (другое название – тринадцатое поколение), Y («Миллениум» или поколение Сети). И каждое из этих поколений отличают определенные, свойственные их представителям,  ценности.

Так, к поколению GI (поколение Победителей) относятся люди, рожденные в период с 1900 по 1921 годы. Их ценности продолжали формироваться до 1933 года. А к ключевым событиям, сформировавшим эти ценности, относятся революционные события 1905 и 1917 годов, коллективизация, электрификация.

Основные ценности, характеризующие это поколение — трудолюбие, ответственность, почти религиозная вера в светлое будущее, приверженность идеологии, семья и семейные традиции, доминантность и категоричность суждений.

К Молчаливому поколению относят тех, кто рожден в период с 1923 по 1943 годы. Их ценности формировались до 1953 года. Основные события, оказавшие влияние – это Большая депрессия и Вторая мировая война, восстановление разрушенной страны, сталинские репрессии и открытие антибиотиков.

Люди этого поколения преданные, терпеливые, склонны к соблюдению норм, правил, законов. Они консервативны и трудолюбивы. Любят, когда есть четкие правила, приказы и система жесткой иерархии. Все у них должно быть «как положено».  Именно они  закармливают внуков, считая признаком здоровья упитанность, готовят основательные обеды из нескольких блюд, маринуют, консервируют и покупают «про запас», свято выполняют предписание врачей, а фитнесу предпочитают здоровый «отдых» на даче с лопатой в руках.

Следующее поколение — Беби-бумеры или бумеры — названо в «честь» бума рождаемости, который наблюдался в послевоенные годы (1943-1963).  Ценности представителей этого поколения формировались до 1973 года. Факторы, оказавшие значительное влияние: победа во Второй мировой войне, покорение космоса, ощущение себя гражданами супердержавы, первые пластические операции и создание противозачаточных таблеток, единые стандарты обучения в школах и гарантированность медицинского обслуживания, «холодная война».

Основные ценности: оптимизм, заинтересованность в личностном росте и вознаграждении, в то же время коллективизм и командный дух. Большое значение приобретает достижение высокого результата, победа. Их «коронные» блюда — то, что было дефицитом во времена их детства (эффект компенсации). Они занимаются самолечением («приму аспирин и побегу на работу»), среди них наиболее высок процент трудоголиков. Отдыхать хотят не «на грядках», а в санаториях. А еще им свойствен культ молодости. Ради того, чтобы выглядеть и оставаться молодыми, они посещают фитнес-клубы, соблюдают диеты, берегут здоровье.

К Поколению Х (Неизвестное поколение) относят тех, кто рожден в 1963 – 1983 годы. Формирование ценностей происходило до 1993 года. Это поколение воспитывалось в годы продолжения «холодной войны» и резкого увеличения потока информации и событийности (смена количества руководителей на национальном уровне, смена политических режимов, перестройка). В годы их детства впервые широко заговорили о СПИДе и наркотиках. А еще в их время начался бум разводов, так что дети вынуждены были проявлять гибкость — подстраиваться под нового партнера матери или отца.

Их родители вкалывали на производстве от звонка до звонка, поэтому они рано приучались к самостоятельности: сами делали уроки, сами разогревали себе обед. Они пробуют все и стараются все постигать на собственном опыте,  любят перемены и нуждаются в них. Их отличает глобальная информированность, техническая грамотность, индивидуализм, стремление учиться на протяжении всей жизни, неформальность взглядов, поиск эмоций, надежда на себя. Они презирают строгий контроль, предпочитая всеми путями отстаивать свободу и независимость. Представители этого поколения борются за баланс в своей жизни: работают для того, чтобы жить, а не живут, чтобы работать.

Поколение Y также названо поколением Сети и поколением Миллениум, так как его представители оканчивают школу в новом тысячелетии. Годы рождения — 1983-2003. Ключевые события: распад СССР, теракты и военные конфликты, атипичная пневмония, развитие цифровых  и биотехнологий. В СМИ и на государственном уровне осуждаются наркотики и табакокурение. Мобильные телефоны, интернет и бренды – основа всего.

Люди Y живут в эру беспрецедентного разнообразия и открытости между культурами. Они растут быстро, очень быстро. Они самоуверенны и хотят изменить мир. В систему ценностей поколения Y уже включены  гражданский долг, мораль и ответственность. Но при этом психологи отмечают их наивность и умение подчиняться. На первый план для поколения Y выходит немедленное вознаграждение.

Представители этого поколения знают, что наркотики и табак — это плохо, но достаточно рано пробуют алкоголь. Судя по опросам западных психологов, бедных интересуют деньги, а богатых — экология. Кредо молодых — мода. Они увлекаются модными видами спорта, но не столько для достижения «результата», сколько ради удовольствия.

По мнению ученых, ценности на протяжении всей жизни продолжают меняться под влиянием особенно значимых событий. Но основные черты, сформированные в детстве, лейтмотивом проходят через всю нашу жизнь. Разногласия поколений связанны с различиями в этих первоначальных, определяющих направление нашей жизни, ценностях. Именно поэтому нам так сложно иногда принять взгляды, свойственные представителям других поколений, ведь их ценности вступают в конфликт с тем, что мы считаем важным и правильным.

Теория Хоува и Штрауса заинтересовала ученых всего мира. Многие из них начали проверять адекватность гипотезы для других стран и пришли к выводу, что она работает, независимо от географического положения. С определенными модификациями поколения и их ценности схожи на самых разных континентах.

В последние десятилетия темп нашей жизни продолжает увеличиваться. С каждым днем мы получаем все больше информации, вынуждены все быстрее ориентироваться в происходящем и принимать все больше решений. Стремительные изменения в технологиях, экономике, социальной среде приводят к тому, что различия между поколениями в наши дни становятся все более разительными и даже драматическими, но в то же время придают каждому из них свой, только им присущий колорит, опыт и ценности.  Поэтому сегодня теория поколений приобретает все большую актуальность и значимость.

Инна Винель

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Теория поколений

Donec eget pretium est. Phasellus sit amet urna sed felis posuere ultrices. Pellentesque urna tellus, aliquam sed consectetur sit amet, hendrerit sit amet diam. Praesent laoreet pulvinar sem vitae vestibulum. Integer lectus urna, ullamcorper et vulputate at, condimentum a magna. Nunc at auctor ligula. Cras eget tortor quam, lacinia volutpat eros. Duis vitae mattis eros. Aliquam varius dui sed diam rhoncus sit amet tincidunt orci sagittis. Maecenas non arcu est. Phasellus laoreet mattis elit a dapibus. Nunc justo ante, pellentesque eget vehicula in, egestas vitae velit. Duis scelerisque magna nisi, vitae euismod felis. Aliquam mollis sodales felis, at cursus sapien facilisis at.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>