информационное агенство «Экзистенция»

Теория личности А.Н.Леонтьева и экзистенциальная психология

Одним из немногих оригинальных отечественных подходов, который правомерно рассматривать как сравнительно целостную самостоятельную психологическую теорию личности, является теория А.Н.Леонтьева. Все его публикации, посвященные психологии личности, укладываются в очень небольшой отрезок времени – фактически в пять лет. Первой публикацией на эту тему была небольшая статья «Некоторые психологические вопросы воздействия на личность» (Леонтьев, 1968); вскоре после этого была написана известная глава «Деятельность и личность», которая сначала была опубликована в журнальном варианте, и затем вошла в книгу «Деятельность. Сознание. Личность» (Леонтьев, 1974; 1975). Она и является тем, что сейчас известно как теория личности А.Н.Леонтьева. Однако сравнительно недавно опубликованные «Методологические тетради» из архива А.Н.Леонтьева, относящиеся примерно к 1940 году, но опубликованные только через 15 лет после смерти автора (Леонтьев, 1994), содержат в себе в тезисном виде почти все идеи, которые легли в основу публикаций 1970-х годов. Невозможной на протяжении многих лет была их публикация, однако само их наличие опровергает первое впечатление о большом отставании отечественной психологии личности от западной. В своих сравнительно небольших текстах А.Н.Леонтьев, конечно, не мог разработать теорию личности во всех деталях и подробностях. Однако он успел построить довольно стройный и логически связный каркас теории личности, который послужил основой для работ целого ряда его учеников, с именами которых сейчас в первую очередь связывается отечественная психология личности. Наиболее заметный вклад в развитие этого направления работ за последние три десятилетия сделали А.Г.Асмолов, Б.С.Братусь, Ф.Е.Василюк, Б.В.Зейгарник, В.А.Петровский, Е.В.Субботский.

В рукописных заметках, опубликованных посмертно под названием «О предмете психологии личности», психолог Алексей Николаевич Леонтьев пишет следующее: «Проблема личности образует новое психологическое измерение: иное, чем измерение, в котором ведутся исследования тех или иных психических процессов, отдельных свойств и состояний человека; это — исследование его места, позиции в системе, которая есть система общественных связей, общений, которые открываются ему; это — исследование того, что, ради чего и как использует человек врожденное ему и приобретенное им».

Эти формулировки выражают экзистенциалистскую позицию по вопросу о соотношении личности и факторов или предпосылок ее развития. Когда в 1977г. вышел немецкий перевод книги «Деятельность. Сознание. Личность», А.Н. Леонтьев получил письмо от Ханса Томе, крупного западногерманского психолога экзистенциально-феноменологической ориентации. Томе писал Леонтьеву: «как замечательно, что в Советском Союзе развиваются и продолжаются традиции экзистенциально-феноменологического мышления». Это же констатировал психотерапевт Альфрид Лэнгле, ученик В.Франкла, записавший в книге гостей кафедры общей психологии МГУ: «У вас здесь в Москве существует больше традиций экзистенциальной психологии, и вы идете в этом еще дальше, чем в Австрии и Германии. Вы — наша надежда».

Экзистенциальную психологию и философию роднит с теорией деятельности ключевой принцип, который лаконично сформулировал Ж.-П. Сартр: «Существование предшествует сущности». Для А.Н.Леонтьева деятельность является формой взаимодействия с миром, из него выводятся структуры психики, сознания и личности. ««Центр личности», который мы называем «я»,… лежит не в индивиде, … а в его бытии».

 Личность как особая реальность

А.Н.Леонтьев выводит понятие личности за пределы понятия психики в плоскость отношений с миром. По его представлениям, личность есть особая реальность, «личность не есть простое биологическое единство, это есть высшее единство, историческое (общественное) по своей природе. Это единство — личность — не дано изначально. Человек не родится в качестве личности. Личность человека возникает в ходе развития его жизни». Другими словами, личность – не биологическое и не социальное, не условия и не факторы, а опыт жизни!

Личность есть не всё в человеке. Есть то, что к личности отношения не имеет, есть то, что имеет, но заранее это не известно. Личность впервые возникает, когда человек становится субъектом общественных отношений.

Структура личности

Личность имеет строение. Индивид представляет собой некое биологическое единство, связь естественных органов и их функций, а личность — небиологическое единство. Она постепенно возникает, формируется в ходе жизни, поэтому есть строение индивида, и есть независимое от него строение личности.

Индивид – это связь естественных органов и их функций, которая возникает на основе дифференциации и интеграции живых схем. Связь естественных потребностей, определяет естественную иерархию деятельности. Личность, напротив, есть «связь и иерархия деятельностей, определяемых не биологически, но исторически». Она определяется процессом дифференциации деятельностей и их переподчинения, возникают новые, вторичные, высшие связи.

Личность, согласно А.Н.Леонтьеву, характеризует, во-первых, «богатство, многообразие действительных отношений субъекта, составляющих его жизнь. Это и есть основание, реальный базис личности», но не всякая фактически осуществляющаяся деятельность человека есть часть его жизни. Мы делаем целый ряд вещей, которые к нашей жизни могут не иметь отношения, быть чем-то внешним для нее.

Вторая характеристика — «степень развития «вторичных», высших связей действий (мотивов) между собой — их иерархия. Вектор развития личности — это одновременно вектор ее упорядочивания.

И третья характеристика – это тип строения личности: моновершинный, поливершинный и т.д. Не всякий мотив или жизненная цель способна стать вершиной, вынести всю нагрузку вершины личности. На самом деле существует не пирамида с широким основанием внизу и сужающаяся кверху, к высшей жизненной цели, а скорее наоборот, перевернутая пирамида, стоящая на вершине — жизненная цель несет на себе всю ее нагрузку. И от того, какова главная жизненная цель, ведущий мотив, будет зависеть, выдержит ли он всю конструкцию на себе, или не выдержит. Ведущий мотив человека должен быть таким, чтобы держать на себе всю конструкцию.

Поскольку деятельность задается мотивом, личность можно описать проще, как иерархию мотивов — «относительно устойчивую конфигурацию главных… мотивационных линий».

А.Н.Леонтьев выделяет три основных параметра личности: «широту связей человека с миром, степень их иерархизированности и общую их структуру».

Один из наиболее интересных аспектов теории личности А.Н.Леонтьева – это анализ того, что происходит в результате «второго рождения личности». Происходит овладение своим поведением, становление новых механизмов разрешения мотивационных конфликтов, связанных с волей и сознанием. «Только идеальный мотив, т.е. мотив, лежащий вне векторов внешнего поля, способен подчинять себе действия с противоположно направленными внешними мотивами», выступить как опосредующий механизм для овладения своим поведением, разрешить конфликт во внешнем поле тот самый буриданов конфликт. Именно в воображении, считает А.Н.Леонтьев, мы можем найти и выстроить то, что поможет нам овладеть своим собственным поведением. «Психологические механизмы жизни-подвига надо искать в человеческом воображении», потому что подвиг определяется мотивом, который не находится во внешнем поле, и человек трансцендирует непосредственное поле, выходит в другой пласт реальности, что и позволяет ему действовать независимо по отношению к текущему внешнему полю. Это и есть поступок, который А.Н.Леонтьев определял как «действие, судьба которого определяется не из наличной ситуации».

Развитие личности

Существуют качественно особые стадии развития личности, которые не имеют отношения к развитию психических процессов.

Наряду с естественными функциями есть высшие человеческие функции. Они возникают при жизни, становятся индивидуальными, переходят из межличностного пространства в интраличностное пространство. Личность формируется в процессе индивидуальной истории, в процессе общения с окружающими людьми.

Личность развивается «от «действовать, чтобы удовлетворять свои естественные потребности и влечения» к «удовлетворять свои потребности, чтобы действовать, делать дело своей жизни, осуществлять свою жизненную человеческую цель». Причинно-следственная структура изменяется, сначала действия ради потребностей, затем потребности ради действий.

Задатки являются предпосылками развития личности, которые влияют на то, что стало, но не предопределяют это. На их основе формируются  способности, но создаются способности по-настоящему только в деятельности. Личность является тем процессом, который объединяет между собой внутренние предпосылки и внешние условия. «Личность определяется жизнью».

Понятие личности выражает целостность свойств, формирующихся в процессе онтогенеза, то есть целостность не изначально заданную, в отличие от индивида, а становящуюся. Хорошо известна метафора А.Н.Леонтьева о двух рождениях личности. Личность «рождается дважды: первый раз — когда у ребенка проявляется в явных формах полимотивированность и соподчиненность его действий, второй раз — когда возникает его сознательная личность». Первое рождение совпадает с кризисом трех лет, когда впервые возникает иерархия и соподчинение действий. Второе рождение – с подростковым кризисом, когда возникает овладение собственным поведением через осознание. Эти два «рождения личности» представляют собой критические точки прогрессирующей эмансипации личности от симбиотических связей. «Первое рождение личности» – это операциональная эмансипация личности, когда ребенок ощущает себя как некую автономную единицу; «второе рождение» – это смысловая эмансипация, осознание себя как смысловой единицы, когда мировоззрение подростка становится индивидуальным, перестает совпадать со смысловым полем, в котором он сформировался.

А.Н.Леонтьев вводит представление о внутренней работе личности. «На каждом повороте жизненного пути ему (человеку) нужно от чего-то освобождаться, что-то утверждать в себе». Человек является в определенной степени кристаллизацией биографии, но считать человека полностью результатом биографии нельзя. На уровне личности прошлые впечатления не выступают как покоящиеся пласты его опыта, в этом прошлом одно умирает, лишается своего смысла, другое открывается в новом смысле. Эти изменения происходят постоянно, прошлое может переоцениваться и человек может сбросить с себя груз своей биографии. Личность формируется в процессе жизни, но она – не только результат того, что происходит, но и результат того, что человек делает из себя. «Как и прошлое, будущее составляет наличное в личности. Открывшаяся человеку жизненная перспектива есть … его достояние».

 Дмитрий Леонтьев, по материалам сайта http://www.psychology-online.net

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Теория личности А.Н.Леонтьева и экзистенциальная психология

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>