информационное агенство «Экзистенция»

Описание фильтр для кофемашины saeco на нашем сайте.

Странные картинки и недетские мультики

    Мультфильмы смотрят только дети. Они же читают комиксы. Эти два утверждения давно утратили свою актуальность, чему немало способствовали японские художники, которые создали уникальный продукт, довольно быстро ставший мировым бестселлером. Кто сейчас не знает слов «манга» и «аниме»?

Они давно стали частью молодежной (и не только) культуры и породили собственную субкультуру. В чем же секрет успеха этого вида современного искусства?

      Манга, или японский комикс (дословное значение – «гротески» или «веселые, странные картинки») – весьма своеобразный продукт культуры Страны восходящего солнца. Как и у всякого произведения искусства, у него есть две стороны: означающее и означаемое, или, если сказать проще, художественное оформление и собственно содержательная сторона. Оба эти аспекта возникли на стыке японской и западной культур (в это понятие в данном случае можно включить и европейскую, и американскую). Для того чтобы понять своеобразие японских комиксов и возникших на их почве мультипликационных фильмов и сериалов (аниме), нужно, прежде всего, обратиться к истории этого искусства.

Прообраз современной манга был создан в XII веке буддийским монахом Тоба (Какую). Это были свитки с выполненными тушью юмористическими рисунками, которые изображали животных, притворяющихся людьми, а также высмеивали коллег Тоба, нарушавших монастырский устав (такие сюжеты были типичны и для европейского Средневековья). К рисункам имелись подписи, а некоторые приемы изображения позднее перешли в современные японские комиксы.

Несомненно, традиции уки-ё (японской ксилографии) очень сильно повлияли на современную манга. Название уки-ё обозначает «картины меняющегося мира» (вариант – «мира скорби»). Этот жанр стал популярен в XVII веке в Эдо, а его основоположником считается график и живописец Хисикава Моронобу. Сначала уки-ё были черно-белыми (использовалась тушь), а небольшая часть работ раскрашивалась вручную, пока в XVIII веке не появилась техника многоцветной печати.

Сюжеты уки-ё, в основном, представляют собой сценки из городской жизни. В зависимости от предмета изображения уки-ё подразделяются на жанры: портреты красавиц, популярных актеров театра, знаменитых самураев, животных и птиц, а также пейзажи и эротические сцены. В эпоху Мейдзи (вторая половина XIX века) стали возможны культурные контакты Японии с остальным миром, и в традиционную графику проникли западные мотивы, а на изобразительное искусство Европы, в свою очередь, оказали влияние отточенный стиль и волнующая атмосфера экзотики, которую несли с собой уки-ё. Следы такого влияния можно найти в живописи импрессионистов, а позднее – в изысканных линиях и нежных цветах стиля «ар-нуво».

Манга, вбирая в себя художественные черты уки-ё, развивалась все же по собственному пути. Благодатная эпоха Мэйдзи обогатила комиксы достижениями западных художников (особенное влияние оказала карикатура, а позднее – американские комиксы). Японские графики стали корректировать свои пропорции и цвета, хотя до того считалось, что главное в рисунке – не техника исполнения, а содержание. В начале XX века манга была просто увлечением молодежи, а во время Второй мировой войны попала в могучие жернова пропаганды. Годом рождения манга в ее современном виде стал 1947, когда художник Осаму Тэдзука, красноречиво называемый ныне «богом аниме и манга», выпустил свое первое произведение – «Новый Остров сокровищ» («Shin Takarajima»), тираж которого, 400 тысяч экземпляров, разошелся мгновенно. Осаму Тэдзука выпустил огромное количество фильмов, а собрание его графических новелл занимает около 80 тысяч страниц. Именно он создал основные каноны изображения персонажей в манга: огромные глаза, способные передать все оттенки эмоций (что особенно привлекательно для японской культуры с ее традиционной сдержанностью), выносные надписи с репликами (они пришли из американских комиксов и карикатур), передачу движения персонажей и т.д.

Надо заметить, что рисунок в манга весьма специфичен: он может быть разным, изысканным или грубоватым, сложным или схематичным. Но он всегда отличается особенным изяществом и тонкой проработкой, в отличие, скажем, от менее гармоничного и более натуралистичного стиля американских комиксов. Наверное, это и привлекает читателей манга, стремящихся уйти в рисованный мир сильных страстей или прекрасных чувств. Впрочем, сюжеты манга далеки от идиллии.

Манга обладает ярко выраженной социальной окраской и имеет очень сильно разветвленную систему жанров. Чаще всего сюжет определяется аудиторией. Есть манга для детей и взрослых, для мальчиков и девочек, для чтения в пути и даже «одноразовая» манга, которая приобретается за половинную стоимость и по прочтении возвращается в магазин, а покупатель получает назад часть денег. Манга – это, прежде всего, индустрия, объединившая в себе периодику и книгоиздание, она составляет примерно четверть всей японской печатной продукции. Сначала произведения мангака (художников) публикуются в толстых журналах (их существует около сотни), а наиболее удачные и популярные из них затем переиздаются в виде отдельных томов (танкобонов). Некоторые истории получают свое воплощение на экране, превращаясь в аниме – не менее популярный жанр японской (а теперь уже и американской и европейской) массовой культуры.

Аниме как самостоятельное направление в мультипликации оформилось в 1958 году, начавшись с нескольких экспериментальных лент. А в 1963 году тот же Осаму Тэдзука создал свою студию и выпустил фильм «Tetsuwan Atom» (английское название – «Astro Boy»), который положил начало бурному интересу к аниме, продолжавшемуся в течение 70-х годов. Так называемый «золотой век» аниме наступил в 1980-х, когда было выпущено немалое количество фильмов и сериалов, приобретших популярность по всему миру. В 1990-2000-х годах аниме полностью компьютеризировалось и приобрело статус, равноценный статусу кинематографического искусства.

По сути, индустрия аниме в Японии (а иногда и за ее пределами) живет по тем же законам, что и мир кино. Обилие жанров, стилей и сюжетов, жесткая конкуренция между студиями, критерии окупаемости – все это существует в мире аниме. И точно так же порой самыми любимыми у зрителя становятся отнюдь не самые безупречные по качеству творения мультипликаторов. Если сравнивать, к примеру, с эпохой 80-х, сегодня аниме стало гораздо более кровавым и жестоким, а сцены насилия соседствуют с довольно откровенными сексуальными эпизодами. Здесь существуют весьма специфические жанры – яой и юри, посвященные исключительно любовным отношениям между персонажами одного пола, а также порнографические фильмы (хентай). Другое дело, что все они рассчитаны на свою аудиторию, и это в какой-то степени должно защитить неподготовленного зрителя: детское и взрослое аниме четко разграничены. Иногда происходит так, что мультипликаторы, создающие аниме поистине высочайшего качества, такие как Хаяо Миядзаки, чья лента «Унесенные призраками» в 2002 году получила сразу две самые престижные премии, основав собственную студию, находятся на грани провала, потому что хорошее кино, как известно, далеко не всегда самое доходное. Так что можно сказать, что аниме обладает теми же достоинствами и недостатками, что и современное игровое кино. И поклонников у него ничуть не меньше.

Манга и аниме породили любопытный феномен – субкультуру отаку. В японском это слово означает человека, который сильно увлекается чем-либо, и имеет, скорее, негативную окраску, а в России применяется, в основном, к фанатам аниме. Одно из проявлений любви отаку к аниме – желание вжиться в роль того или иного персонажа, для чего организуется косплей (от англ. costume play). Атрибуты и одежда для таких действ могут как создаваться самими отаку, так и становиться бизнесом для мастеров. Иногда косплей сочетается с элементами ролевой игры, но чаще целью становится фотосессия в образах любимых персонажей. Такие мероприятия проводятся, например, в рамках фестивалей, которые проходят практически во всех крупных городах России. Также вокруг аниме и манга существует огромный пласт фанарта, как графического, так и литературного. Так что эти виды искусства давно уже превратились в международные.

Так в чем же секрет успеха манга и аниме? Наверное, в том, что каждый из нас стремится уйти от реальных проблем в вымышленный, яркий и волнующий мир. Аниме обладает клиповой эстетикой и облегченной идейной нагрузкой, которые очень хорошо усваиваются в условиях все ускоряющегося темпа жизни. Ну и, конечно, всем нам приятно немного побыть детьми, следя за такими увлекательными, пусть и не всегда серьезными и поучительными, приключениями любимых героев. В каком-то смысле манга и аниме – это некое «детство человечества», которое быстро проходит. В нарисованном же пространстве оно становится поистине бессмертным. И поэтому так хочется остаться с ним навсегда…

  Вера Березина При написании статьи использованы материалы сайтов leit.ru, aniguide.ru, nihonsekai.ru

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Странные картинки и недетские мультики

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>