информационное агенство «Экзистенция»

Современная поэзия – какая она, для кого она?

«Кого вы знаете из современных поэтов, кто был бы востребован, кто издается крупными тиражами и всегда раскупается?» — спрашивает ведущий Михаил Безликий у переполненного зала московского клуба «Zavtra» в самом конце поэтического вечера «Слово за слово».

 

Кто-то не слишком уверенно крикнул: «Быков!», тут же ближе к сцене добавили: «Полозкова»… Эти два имени так и растворились в растерянном молчании публики. А спросите вы обычного служащего, спросите школьного учителя литературы, спросите преподавателей вузов, у которых все чаще вырывается, что современного искусства – нет, вовсе не существует, а то, что происходит с литературой, творится в театрах – бескультурно, бессмысленно, а порой и (вот уж не дай Бог!) с обилием матерных слов. Современную поэзию если кто-то и считает еще дышащей, то непременно награждает ее страшными язвами, слепотой, хромотой и безграмотностью, а главный диагноз тут – инсульт, если еще и не кома.

«Слово за слово» — это так называемые поэтические дуэли, родившиеся из Интернет-проектов в 2010-м году. Из виртуальных сражений пользователей Интернета, талантливых и не очень, они превратились в азартные стихотворные «баттлы» в многолюдных кафе. Вот лишь немногие из «дуэлянтов»: актер и поэт Егор Сальников, Алексей Шмелев, Арс-Пегас, поэт и музыкант, который уже может похвастать определенной знаменитостью и узнаваемостью. Экзотичная форма дуэли здесь, несомненно, лишь украшение, вызванное желанием заинтересовать, искуснее развлечь – по своей сути «Слово за слово» мало отличается от привычного всем формата читки. Тем не менее, состязания четырех-пяти поэтов за симпатию публики дарят каждому возможность убедиться, что молодежь, творящая, переживающая происходящее в своей жизни и во всей стране через рифмующиеся строчки – конечно существует, и отклик из зала эти люди, не всегда даже и считающие себя поэтами – получают. И возможно, клуб «Zavtra» это и не «Бродячая собака» 21 века, возможно, подобному явлению и вовсе не суждено когда-либо вновь появиться в русском искусстве – но это настоящий шанс увидеть и услышать, что современная поэзия вовсю живет. Она не задушена матом, бескультурьем, не захлебнулась дешевыми алкогольными коктейлями и не убита сумасшедшим, похожим на эпидемию желанием бежать из ада России. У нее, возможно, порой и вырывается ненормативное словцо от излишней лихости и горечи, и она и впрямь немного пьяна прозрачной текилой, и в самой душе ее (чего тут скрывать) все-таки бьется мечта о том мире, другом, за рубежом – где реки кока-колы и блестящие кабриолеты. Ее нельзя за это винить, это горечь, опьянение и грезы всего поколения, чьё еще совсем раннее детство совпало с переломом позвоночника огромной, шатающейся страны.

В чем-то схожая тематика стихотворений «дуэлянтов» рождена общим опытом последних детей страны союзов. Лирический герой конечно страдает и от любовных переживаний, и от невообразимого количества одуряющего (или очищающего?) алкоголя, пытается определить свое место в обществе, во всем мироздании. Он не может молчать про шумящие на всю страну события: выборы, первые за двадцать лет массовые митинги… И он все время чувствует, не забывает этот страх, порожденный страной, «победившей терроризм»… Страх от убегающих в тоннели юбилейных поездов, страх после взорванных девятиэтажек – не отступающий страх обрушения собственного родного дома. И даже стихи, заявленные как мистические, еще явственнее напоминают о тягостном привкусе нашей сегодняшней реальности.

Современная поэзия есть, она жива, хотя возможно она обращена и не ко всем членам нашего общества, кого-то скорее всего разочарует, кого-то лишь раздражит, ведь оживленная, чуткая, отзывчивая публика поэтических дуэлей, заполняющая залы арт-кафе – студенты, молодые представители творческих и интеллигентных профессий – всего лишь тоненький кусок пирога.

      А.Каримова

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>