информационное агенство «Экзистенция»

Психогенетика: теория и практика

      Что определяет наше поведение? Почему один успешен, а другой – нет? Что сделать для того, чтобы справиться с негативными установками, формирующими нашу реальность? Любопытные ответы на эти вопросы можно найти в психогенетике – науке и практике, основателями которой являются американский физик и психолог, доктор наук Курт Чампион Тойч и его жена Джоэл Мари Ноэл.

     Психогенетика (второе название – генофизика) находится на стыке физики, генетики и психологии. Суть теории в том, что основные модели поведения человека напрямую связаны с его генетическим кодом, где «записана» информация обо всем опыте его  предков, все области его жизни зависят от основного внутреннего направления — соединения в нем генетических, бессознательных и сознательных факторов.

Доктор Тойч совместно с супругой разработал IDEAL-метод – индивидуализированный (Individualized), направляющий (Directive), объяснительный (Explanatory), действенный (Action), логический (Log) метод, с помощью которого можно исправить негативные программы своего генетического кода.

Рассмотрим постулаты и принципы психогенетики, лежащие в основе этого метода:

Первый утверждает, что разумная жизнь подчиняется строгим законам природы. Согласно этому принципу, разум – это отдельный электромагнитный континуум, который формирует не только клетку, но и составляющие ее атомы и молекулы. При этом каждая клетка является отражением либо положительных, либо отрицательных мыслей; иными словами клетка — это состояние сознания, принявшее материальную форму.

Второй постулат: поведение человека предсказуемо, генетический код определяет черты характера, поведенческие модели и мировоззрение человека.

Проанализировав десятки тысяч жизненных историй клиентов, Ч. Тойч установил, что треть данных, закодированных в ДНК, несет в себе биологическую наследственность, другая треть определяется воздействием среды и воспитания, а последняя — содержит данные о родовых наследственных установках, образе жизни, личностных факторах, ключевых событиях и переживаниях предков. В результате человек имеет генетически обусловленную благоприятную или неблагоприятную предрасположенность.

Следующий постулат психогенетики состоит в том, что каждый человек имеет свое основное внутреннее направление, которое возникает на основе опыта и эмоций предков. Это направление может быть как положительным, так и отрицательным. Возникает оно обычно три-четыре поколения назад и определяет весь жизненный путь человека.

Согласно четвертому постулату, основное внутреннее направление связано с эмоциями. Вытесненные в подсознание эмоции,  живущие веками в той или иной семье, становятся важной составляющей болезненных взаимоотношений и нередко трансформируются в болезненную модальность.

Еще один принцип гласит, что модели поведения повторяются из поколения в поколение: переплетаясь с жизненными обстоятельствами, основное внутренне направление и негативные эмоции формируют определенную модель поведения (паттерн), неизменно повторяющуюся из поколения в поколение.

Шестой постулат: взаимодействие между людьми и межличностные отношения детерминированы семейными законами взаимного притяжения. По мнению Ч. Тойча, в общении участвуют не только вербальные и невербальные сигналы, но и некий бессознательный радар, играющий ключевую роль. Под определением бессознательного радара подразумевается генетически обусловленная частота электромагнитных колебаний, излучаемых мозгом, которая, посылая сигналы в окружающую среду, «притягивает» людей и обстоятельства, соответствующих его природе. Это проявляется, например, в том, что человек, склонный играть роль жертвы, привлекает жестокого партнера, обладатель модели потери встречается с мошенником, который «помогает» ему потерять что-то очень дорогое и т.п.

Еще одно положение психогенетики – это так называемое косвенное согласие, то есть бессознательная предрасположенность человека к молчаливому принятию того или иного негативного отношения или воздействия окружающих. В первую очередь этим качеством обладают люди, которые долгое время были вынуждены подчиняться сильной власти, например, граждане бывших или существующих в настоящее время диктатур.

Существуют различные разрушительные модели поведения: модель подавления, отвержения, потери, насилия, ухода, осуждения, модель прерывания или остановки. У каждой из этих моделей – свои причины и следствия.

Например, причина  возникновения модели подавления — в историческом контексте, сопровождавшем жизнь наших прародителей: революции, войны, репрессии, господство тоталитарных режимов и т.п. Чаще всего эта модель дополняется моделью отвержения: отвержение со стороны правительства, обманувшего доверие прадедов, отвержение в семьях, когда супруги не любят и покидают друг друга и т.п.

Модели насилия и ухода являются следствием пережитого давления. С моделью подавления тесно связана и одна из ее особых форм — модель осуждения — склонность к критике, сплетням, жалобам, обвинениям, злословию и т.п.

Моделям поведения сопутствуют различные социальные установки – устоявшиеся убеждения, взгляд на мир, себя самого или другого человека. Позитивные установки дают светлую картину мира, а негативные — мрачную.

Психогенетика утверждает, что заложенную в нас на генетическом уровне жизненную программу можно изменить. Ключ к такому изменению – это поиск и осознание человеком присущих ему заблуждений, «блоков», «комплексов». Главным инструментом при этом выступает разум, точнее такое его свойство, как рефлексия, с помощью которой человек может осмыслить свои действия, соотнести собственные усилия с поведением других людей.

Изменение жизненной программы строится на пяти принципах:

Первый — это признание изначального совершенства жизни, ее законов и себя самого. На основе этого принципа действуют следующие правила психогенетики:

- все, во что мы вовлечены, точно соответствует той стадии эволюции, на которой мы находимся;

- мы получаем от жизни только то, что нам необходимо;

- все происходящее с нами – благо: любое событие имеет важный позитивный смысл, из которого нужно извлечь урок.

Второй принцип – это безусловная уверенность в позитивном результате, без которой полноценное исцеление невозможно.

Третий принцип гласит, что осознание семейного генетического кода и динамики основного внутреннего направления возможно с помощью такого психогенетического метода, как генограмма. Строится генограмма на основе объективных фактов из истории семьи и  позволяет понять природу проблемы клиента и стратегию его переобучения. Этот метод  помогает выделить передаваемые по наследству словесные паттерны, которые имеют потенциальную деструктивную и конструктивную силу; идентифицировать эмоциональные процессы семьи, то есть точно определить конкретные факторы окружения и вызванные ими эмоции, живущие в семейной истории и блокирующие успешное индивидуальное развитие личности.

Четвертый принцип — освобождение от негативных эмоций, которое начинается с выведения наружу таких эмоций.

В соответствии с пятым принципом, ответственность за изменение требует от человека настойчивости и последовательности. Суть в том, что сознав деструктивные аспекты своего генетического кода, человек принимает на себя ответственность: оставить все как есть или шаг за шагом изменять свои мысли, словесные паттерны и действия. В  первую очередь Ч. Тойч ставит акцент на развитии позитивного мышления, очищенного от критицизма.

Модель переобучения, разработанная Тойчем, состоит из семи шагов:

Первый шаг: человек должен проанализировать свои внутренние трудности и проблемы, возникающие при взаимодействии с другими людьми, осознать, что же его волнует, выделить и сформулировать задачу, которую необходимо решить.

Второй шаг: необходимо проанализировать поведение членов семьи и осознать унаследованную модель жизни.

Третий шаг состоит в укреплении желания человека активно действовать и двигаться по своему собственному пути. На этом этапе он должен подумать о том, к чему действительно стремится.

Четвертый шаг — освобождение от поведенческих моделей прошлого. Для того чтобы это произошло, Ч. Тойч предлагает «покопаться» к своей памяти, вспомнить чувства и даже физические ощущения, пережитые в детстве. На этом этапе нужно установить связь со своим внутренним ребенком, научиться вновь чувствовать себя свободным и счастливым, способным доверять людям, ощущать себя независимым, самостоятельным, компетентным и достойным любви.

Пятый шаг — прощение себя и других. Речь идет о том, чтобы простить себя, родителей и всех тех, кто невольно «помогал» человеку следовать по прежнему пути.

Шестой шаг — осознание и преодоление сопротивления.

Заключительный, шаг – это преодоление привычных негативных установок и последовательное, настойчивое следование по своему собственному жизненному пути.

В качестве основного инструмента для изменения поведенческих моделей прошлого в методе используются аффирмации – утверждения человека относительно своей жизни. Аффирмация представляет собой желание, выраженное в форме настоящего времени, как если бы оно было уже реализовано в жизни. Постоянное повторение аффирмаций формирует новое сознание, а вместе с ним меняется и модель поведения, что, в свою очередь, меняет качество жизни человека и его общения с окружающими в лучшую сторону.

Чета Тойчей долгое время успешно консультировала отдельных клиентов, семьи, компании, известных политиков, актеров, бизнесменов, даже президентов США. С течением времени их концепция была признана в университетах, клиниках, на научных симпозиумах во многих странах мира и получила дополнительные научные подтверждения. Сегодня психогенетика продолжает развиваться, появляются новые методы и технологии, растет и число людей, использующих ее принципы в своей жизни.

 

Александр Козько

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Психогенетика: теория и практика

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>