информационное агенство «Экзистенция»

Незаслуженно забытый

         В 21 веке ,когда у всех на устах такие режиссеры как Спилберг, Линч, Скорсезе, Кроненберг и многие другие, люди забывают о «первооткрывателях» , о гениях не использовавших спецэффекты и мощные компьютерные технологии –как главных помощников, о тех кто действительно творил искусство . 

       Безусловно, в гениальности , ну или по крайней мере,  в высшем профессионализме известных современных режиссеров никто и не сомневается . Но всё же давайте признаем ,что  незаслуженно забыты многие асы режиссуры.

 

        Недавно со мной произошел удивительнейший случай . Я шла после Ночи Музеев ( с 19 на 20 мая) и воодушевленно обсуждала фильмы ( типичная картинка). В этой дискуссии, кроме меня, участвовали двое образованным ,начитанных , умных и интеллигентных молодых человека. Мы обсудили все фильмы, которые только можно было вспомнить, и тут я такая радостная говорю им о своих впечатлениях после просмотра «Мистер и Миссис Смит » ,как вдруг наблюдаю на их лицах некую неловкость за меня. Нет, я сразу поняла — ребята подумали ,что я говорю о боевике режиссёра Дага Лаймана. Тут я принялась оправдываться ,говоря им ,что я про старый классический фильм 1941 года режиссера Альфреда Хичкока . На что ребята отреагировали с удивлением, которое я в начале приняла за шутку, но потом разочарованно поняла ,что удивление было искренним . Самое страшное то, что это были не невежды и что многие люди даже и не знают кто такой Альфред Хичкок ! И если Вы из числа этих людей или Вы просто хотите пополнить свои знания на тему жизни и творчества Хичкока –то данная статья для Вас.


        Сэр Альфред Хичкок (13 августа 1899, Лондон — 29 апреля 1980, Лос-Анджелес) — британский кинорежиссёр, продюсер, сценарист. Это и многое другое Вы можете найти в интернете, а теперь давайте попробуем разобраться , в чем же перчинка его творчества? Что скрывается за этим гением? Почему так велик ужас людей ,которые знают Хичкока перед теми ,кто о нем не слышал?
Начнем с того ,что Хичкок отличался педантизмом .Как сказал, недавно погибший , великий фантаст Рей Бредбери : «Хороший кинорежиссер должен быть писателем. Он должен быть полон деталями».

Действительно нельзя не согласиться , и ярким примером может служить Альфред Хичкок. Каждая деталь, каждая сцена отработана до мелочей. Всё: звуки , мелодия, музыка, шаги –завораживают. Даже такие детали Хичкок умел превратить в нечто волшебное. Ярким примером является сцена убийства Мерион ( Джанет Ли) в фильме «Психо». Звук воды, из под крана –даже он производит фурор и оставляет ощущение необычности, и отвлекает нас перед самой сценой убийства -ещё более захватывающей благодаря музыкальному сопровождению. Не зря фильм занимает почетные места в списках самых страшных фильмов разных журналов, кинокритиков и т.д.


Хичкок ввел в кинематограф такое понятие как макгаффин (распространённый в западной нарратологии термин для обозначения предмета, вокруг обладания которым строится фабульная сторона произведения (как правило, приключенческого жанра). Это своего рода механическая формула для конструирования сюжета: завязка построена на поисках того или иного предмета, о котором по ходу действия зачастую забывают). Макгаффин использовался в таких фильмах как в «К северу через северо-запад» самого Хичкока, в «Криминальном чтиве» Квентина Тарантино, «Пассажир дождя» .


Ещё одно понятие в кинематографе, которое ассоциируют с Хичкоком -саспе́нс . Хичкок умел искусно применить саспенс, создавая атмосферу беспокойства, тревоги ожидания, предчувствия чего-то ужасного. Вслед за Хичкоком этот приём получил широкое распространение.
Говоря о Хичкоке, также не стоит забывать о его особенности появляться в собственных фильмах в незначительных ролях( камео). Хичкок очень любил появится в своих фильмах, но так как он знал что зритель будет искать его в кадре и дабы не отвлекать внимание от картины он старался появится в самом начале.


Вообще у Хичкока во многих фильмах была особенность – он выстраивал сюжет, символизирующий борьбу материнского супер-эго в их отношениях с детьми. В «Север через северо-запад» (1959), Роджер Торнхилл (Кэри Грант ) – невинный человек, которого высмеивали его мать настаивавшая на своём. Или же в « Птицы» (1963), Род Тейлор, невинного человека, находит свой мир под атакой порочной птицы и изо всех сил пытается освободиться от давления матери (Джессика Тэнди). Вообще в «Птицах» поразительнейшая картина: супер –эго матери настолько велико ,что вселенская катастрофа едва ли его успокаивает. Так же проявление материнского «Я» мы можем наблюдать у убийцы в «Исступлении» (1972) испытывающего ярое отвращение к женщинам, но боготворящего свою мать (кстати говоря, Хичкок предлагал Набокову написать сценарий для этого фильма, но в итоге его писал Энтони Шаффер). Злодей Бруно в «Незнакомцах» ненавидит своего отца, но имеет очень близкие отношения с матерью.


Ещё одна отличительная черта Хичкока — холодные блондинки. Его героини, как правило, милые, статные блондинки, которые кажутся на первый взгляд правильными, но во время страсти или опасности оказываются более чувственными, животными или даже преступными личностями. Например, знаменитые жертвы Джека-Потрошителя из «Жилец» — все блондинки. В Марни (1964), главная героиня является воровкой — и это не весь список примеров из фильмографии Хичкока. Многие критики и изучающие творчество Хичкока сходятся в том, что супер-эго матери, холодные блондинки и сам жанр триллер ,в котором работал Хичкок говорят о детстве Хичкока ,о его характере и многочисленных фобиях .Он и сам однажды сказал «Для меня единственный способ избавиться от своих страхов- снять о них фильм». Ещё одна фраза Хичкока «Я не против полиции, я просто боюсь ее.» -тоже говорит о странностях детства Хичкока . В детстве за небольшой проступок отец попросил запереть сына в полицейской машине , в которой Хичкок провел не так мало времени- вследствие чего и получил фобию.  В дальнейшем из-за этого страха некоторые его фильмы были построены на подсознательном страхе перед несправедливым обвинением и преследованием.


Из многочисленных фильмов (55 полнометражных кинофильмов) сам Хичкок часто выделял «Тень Сомнения», говоря, что это его любимый фильм. В чем секрет? В необычности сюжета? Или же в искусном применении звука и музыки( о чем говорилось ранее) ? Возможно, но скорее всего изюминка в отношениях дядя- премянница. У племянницы ( Шарлотты) проявление наивысшей любви к своему дяде- нежной и слепой. Но тут она узнаёт ,что её дядя сирийный убийца …и тут гениальный ход- Хичкок показывает как любовь перевоплощается в отвращение, как незамысловатая семейная встреча приводит к покушению на убийство родной племянницы. Фильм действительно несет в себе момент уникальности в каждом своём кадре. Не зря Хичкок его столь высоко оценивал, но и критики тоже не обошли его вниманием, фильм входит в 250 лучших фильмов по версии IMDb .
Напоследок я могу попытаться донести одну мысль : если Вы читаете Паланика –не забывайте о Оунсе Уистере и Марке Твене , а если же Вы увлечены Минаевым –помните о Толстом и Достоевском .

 

                                                                                                                                                                                  Лили Баграмян

 

 

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Незаслуженно забытый

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>