информационное агенство «Экзистенция»

«Непостижимый Петербург»: попытка осмысления

Петербург занимает особую нишу в культуре России: город, сформировавший мощный мифологический ландшафт всего лишь за три столетия, продолжает будоражить сознание творческих людей, вдохновляя их на новые произведения искусства, каждое из которых, с одной стороны, является законченным целым, а с другой – прекрасно соотносится с рядом других традиций.

В этом городе мирно сосуществуют герои Гоголя, Достоевского, Пушкина и Довлатова; тексты поэтов серебряного века и рок-музыкантов, архитектурные комплексы Монферрана, Растрелли и новаторские памятники Шемякина, картины Бенуа, Добужинского и примитивизм «Митьков». Ленинградский андеграунд – особая грань петербургского мифа; неотъемлемой частью которого является не только живопись, литература и музыка, но и фотография. Среди мастеров ленинградского фотоискусства достойное место занимает Александр Китаев, выставка которого проходила в центре фотографии им. братьев Люмьер в Москве с 21 января по 28 февраля.

Идём от названия выставки – «Непостижимый Петербург». Эпитет «непостижимый» в данном случае прекрасно иллюстрирует противоречивую природу города. С одной стороны, парадный, торжественный, воздушно-лёгкий Петербург с блестящими архитектурными ансамблями соседствует с  бесприютностью мрачно-сырых подворотен и замкнутостью пространств.

Выставка начинается со снимков прекрасной садово-парковой  скульптуры («Прогулки по Марлинской аллее»): тритоны, заснеженные пышнотелые нимфы, раздувающий щёки Зефир… Китаев всячески обыгрывает многогранность Петербурга: часть экспозиции, носящая название «299 лет Санкт-Петербургу», показывает утробную, где-то абсурдную и китчевую жизнь города. Монументальность и пафос предстоящего праздника здесь оттеняется неуместностью фаст-фудовских палаток, а рекламные слоганы а-ля «Samsung: добавь цвета» соседствуют на снимках с торжественными плакатами «Великому городу 300 лет».

Серия «Искусственный свет» апеллирует к метафизическому осмыслению Петербурга. Здесь он ирреален, мистичен: именно на этих снимках открывается так называемая душа города. Блестящая, как будто намазанная гуталином мостовая, туман над Дворцовой набережной, лёд-рафинад в Фонтанке, расплывчатое полукружье арки Новой Голландии, апельсинового цвета небо над Египетским мостом, Измайловский проспект с высоты птичьего полёта, — все эти снимки формируют особое созерцательное настроение и позволяют окунуться в неповторимую атмосферу города.

Ещё одна часть экспозиции носит название  «Ежедневник маргинала». Это попурри из урбанистических пейзажей, антенн и высоковольток, брандмауэров, китчевых вывесок, размытых силуэтов прохожих, пахнущих сыростью (это ощущается даже визуально) подворотен. Китаев мастерски чувствует деталь: вот сидящие на набережной Пряжки парочки, а на переднем фоне – бутылка пива «Степан Разин». Это тоже часть городского мифа, ещё одна грань, без которой Петербург не был бы собой. Проклятый, жуткий, опоэтизированный, строгий и расхлябанный, знакомый и неожиданный. Феномен Петербурга и заключается в этой многогранности, во взаимоперетекаемости явлений и традиций, в этом удивительном и взрывоопасном сплаве, продолжающем поражать, вдохновлять, любить и ненавидеть. На выставке было представлено более 150 работ автора, каждая из которых передала ту или иную грань петербургского мифа. Настоящий подарок для истинных ценителей города на Неве.

Валерия Мухоедова

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

«Непостижимый Петербург»: попытка осмысления

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>