информационное агенство «Экзистенция»

Как увидеть музыку…

Сделать свое тело таким же чутким и звенящим, как дерево старого страдивариуса, достигнуть того, чтобы оно стало все целиком одним музыкальным инструментом, звучащим внутренними гармониями, — вот идеальная цель искусства танца

Максимилиан Волошин 

«It is so wonderful to see the music as well as hear it». Эту фразу можно перевести с английского как «Так прекрасно не только слышать музыку, но и видеть ее…» Подобным образом звучит один из комментариев к видео-ролику в Интернете: под  «Лунную сонату» Бетховена несколько человек в разноцветных балахонах производят плавные движения в такт музыке. Они танцуют. Но это не совсем обычный танец. С его помощью можно увидеть музыку…

Этот необычный вид искусства носит весьма необычное название – эвритмия, что в переводе с греческого означает «прекрасный ритм», «прекрасное движение». Эвритмию – художественную форму выражения музыки и речи в движении и пространстве, которую называют также «видимой речью» и «видимой музыкой», создал австрийский философ и мыслитель Рудольф Штайнер в начале 20 века.

Штайнер широко известен как основатель учения антропософии, или духовной науки. Эта наука не только объясняет наш мир во всем его объеме и многообразии, позволяет познавать его во всей глубине и первопричинах, но и лежит в основе жизни и деятельности тысяч людей во всем мире. На ее принципах и по сей день действуют школы и больницы, сельскохозяйственные фермы, промышленные предприятия и банки, архитектурные мастерские и фармацевтические фирмы, театры и научные лаборатории. Искусство стало первой сферой жизни людей, в которой Штайнер на практике применил принципы духовной науки, показывая действующие в ней конкретные духовные силы, а также – как построить, преобразовать эту сферу на духовном основании.

Рождение эвритмии произошло в 1912 г. в деревушке Дорнах, недалеко от швейцарского города Базеля, где Штайнер и его сподвижники построили центр антропософского движения Гетеанум (названный по имени Гете). Штайнер заметил, что слово, как и музыка, тоже может служить импульсом для движения. Основа музыкальной эвритмии – образное переживание отдельных звуков и тонов, выраженное движением в пространстве.

«В древности тот факт, что исходящие из гортани слова сопровождаются жестами, воспринимался совершенно естественно, — говорил Штайнер. — Воздух, который мы вдыхаем и который проходит через органы дыхания, речи и пения, при выдохе формируется при помощи губ, зубов и неба и образует воздушные жесты. Эти воздушные жесты должны так оформиться в пространстве, чтобы их можно было услышать… То, что благодаря чувственно-сверхчувственному видению открывается нам в воздушных жестах, можно имитировать посредством движений рук, движений, в которых участвует весь человек. Тогда речь становится видимой и для внешнего зрения, ибо человек при этом выполняет те же самые движения, что и орган речи или пения. Так возникают зримая речь и зримое пение». Основой музыкальной эвритмии служит переживание отдельных звуков и тонов – такое, в котором большую роль играет воображение.

Штайнер и его единомышленники преследовали цель создать искусство, которое обладало бы целительным эффектом. В 1919 году эвритмию впервые использовали для воспитания детей — в первой вальдорфской школе в Штутгарте. В 1921 году, работая вместе с врачами, Штайнер предложил «лечебную эвритмию», которая и по сей день используется в терапевтических целях в школах, больницах, домах инвалидов. Но эвритмия – это не только терапевтическое средство, это, в первую очередь, искусство, помогающее раскрыться человеческому духу.

После 1912 года в Германии стали возникать эвритмические центры, а в 1923 году Рудольф Штайнер и его супруга Мария основали в Штутгарте школу по развитию искусства эвритмии – Эвритмеум. С 1935 года школой руководила Эльзе Клинк. Сегодня в Европе большой популярностью пользуется танцевальный ансамбль из Штутгарта, носящий ее имя (Else-Klink-Ensemble). Кристине Шмидт, сегодняшнему руководителю ансамбля,  было 15 лет, когда она впервые увидела выступление танцоров в Эвритмеуме. «Движения танцовщиков казались легкими и красивыми, словно они были ангелами, — говорит она. — После трех дней занятий я поняла, что хочу заниматься эвритмией всю жизнь. И это оказалось правильным решением. Вот уже 45 лет я выхожу на сцену. Эвритмия – это мое существо, танец, который выражает музыку. Тело как будто становится инструментом. Конечно, музыка состоит из большого количества компонентов: ритм, мелодия, темп, характер. Выразить все одновременно невозможно, мы выделяем какую-то одну линию. Звуки инструментов симфонического оркестра продолжаются в движениях танцовщиков на сцене. Эвритмия предназначена для всех возрастов. В нашей труппе старшему танцору шестьдесят лет».

В России эвритмия была известна еще до революции. Русские поэты начала 20 века Андрей Белый, Максимилиан Волошин и другие находились у истоков возникновения искусства движения. В своей статье «О смысле танца», опубликованной в далеком 1911 году в газете «Утро России», Волошин написал следующие строки: «Зала освещена притупленным светом. За рампой из белых гиацинтов на фоне тяжелых складок одноцветной ткани, внезапно возникая из тени, затаившейся в них, стройные полудевичьи, полуотроческие фигуры в прозрачных хитонах, смутно выявляющих очертания их тел, молча, в глубокой тишине, наступающей от музыки, совершают радостные таинства танца… Музыка есть в буквальном смысле слова память нашего тела об истории творения. Поэтому каждый музыкальный такт точно соответствует какому-то жесту, где-то в памяти нашего тела сохранившемуся. Идеальный танец создается тогда, когда все наше тело станет звучащим музыкальным инструментом и на каждый звук, как его резонанс, будет рождаться жест. Что это фактически так, доказывается гипнотическими опытами: загипнотизированные при известном мотиве повторяют одни и те же движения. Танец — это такой же священный экстаз тела, как молитва — экстаз души. Поэтому танец в своей сущности самое высокое и самое древнее из всех искусств. Оно выше музыки, оно выше поэзии, потому что в танце вне посредства слова и вне посредства инструмента человек сам становится инструментом, песнью и творцом и все его тело звучит, как тембр голоса».

Это об эвритмии. Лучше не скажешь… Лучше увидеть…

 

Анна Галузо

В статье использованы материалы с сайтов heptachor.ru, sunhome.ru, izvestia.ru, irms.ru

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Как увидеть музыку…

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>