информационное агенство «Экзистенция»

«И Ленин такой молодой…»

    Впервые идея сохранить телесную оболочку человека после смерти  появилась более 10 тысяч лет назад. Считается, что представители культуры чинчорро, существовавшей на территории современных Перу и Чили, мумифицировали всех умерших соплеменников.

Трупы обрабатывались примитивным образом: удалялись мягкие ткани, полости заполнялись глиной. Предполагается, что кочевники не хоронили тела, а переносили их с собой. Зачем они это делали, неизвестно. Отсутствие ритуальной утвари также не дает возможности составить какое-либо мнение о взглядах чинчорро на загробную жизнь. Тем не менее, начало мумификации было положено.

     Много больших успехов в этой области добились древние египтяне. Согласно их верованиям, смерть не являлась концом земного существования, и в мире мертвых человек имел те же потребности и желания, что и в мире живых. К подготовке умерших к загробной жизни египтяне подходили более чем ответственно: они не только заботились о сохранности тела, но и «снабжали» его амулетами, украшениями, одеждой и всем прочим, что могло пригодиться усопшему в загробном мире. Естественно, таких почестей удостаивались лишь наиболее знатные представители общества.

Сама процедура бальзамирования была описана Геродотом. Большая часть мозга удалялась через ноздри, остатки растворяли специальными составами. Внутренние органы извлекали и помещали в священные сосуды. Полости промывали пальмовым вином и заполняли миррой и другими благовониями. Чтобы удалить оставшуюся жидкость, тело засыпали содой, затем зашивали и оборачивали пропитанными в смоле и благовониях льняными бинтами. Этот метод вполне оправдал себя, египетские мумии отлично себя чувствуют даже спустя тысячелетия.

Инки тоже бальзамировали вождей, но об их методиках мало что известно, а сами «экспонаты» были уничтожены конкистадорами. Мумификацией развлекались многие племена Африки и Южной Америки, мумии разных исторических периодов были обнаружены в Китае, на Алтае и в Европе, но, в основном, это случайно сохранившиеся тела. Со времен Древнего Египта о бальзамировании не забыли, вплоть до XX века различные методики применялись в разных прикладных целях: при создании анатомических образцов, хранении музейных экспонатов и при перевозке погибших на войне. Но в начале ХХ века идея ритуальной мумификации возродилась и была воплощена на качественно новом уровне.

21 января 1924 года после долгой болезни скончался вождь Великой Октябрьской революции Владимир Ильич Ленин. Гражданская панихида несколько затянулась: неиссякаемый поток рабочих, крестьян, соратников и иностранных делегатов шел проститься с Лениным не одну неделю. Сперва тело было выставлено в Колонном зале Дома союзов, затем на Красной площади был сооружен временный склеп. Благодаря сильным морозам, тело оставалось сохранным почти два месяца. Но как только потеплело, стали заметны следы разложения: появились бурые пятна, начали деформироваться хрящи в ушах. Необходимо было срочно решить дальнейшую судьбу вождя.

Идею не предавать тело Ленина земле, а сохранить в качестве экспоната, лидеры партии объяснили многочисленными «просьбами трудящихся». Упоминается большое количество писем с просьбами «оставить тело Ленина нетленным, сохранить его на века, сделать его символом новой эры коммунизма». Однако подобных посланий в архивах нет. Присутствуют только письма и телеграммы от партийных ячеек, касающиеся вопросов увековечивания памяти Ленина в архитектурных сооружениях и памятниках. Вероятно, никому, кроме высших партийных функционеров, не пришло в голову сделать из Ленина мумию.

Надежда Константиновна Крупская, сестры и брат Ленина были категорически против бальзамирования. Крупская в принципе не одобряла попыток даже временного сохранения тела Владимира Ильича. «Большая у меня просьба к вам, — писала она, — не давайте своей печали по Ильичу уходить во внешнее почитание его личности». Но это мнение не было принято в расчет.

События, связанные с бальзамированием, восстановлены и детально описаны Юрием Михайловичем Лопухиным, доктором медицинских наук, профессором, академиком Российской Академии медицинских наук. Задача была поставлена, но никто не знал подходящего метода «консервации» трупа. Было необходимо не просто остановить разложение тканей в кратчайшие сроки, но и добиться того, чтобы Владимир Ильич выглядел максимально естественно. Лучшие врачи и химики со всех уголков Союза выдвигали различные предложения: от глубокого замораживания до хранения в формалине. Но замораживание могло привести к разрыву тканей, формалин тоже не годился, поскольку он сильно изменяет цвет покровов тела. Выход был найден биохимиком Борисом Ильичом Збарским и анатомом Владимиром Петровичем Воробьевым. План ученых состоял из трех пунктов.  Прежде всего, пропитать все тело формалином. Это отличный фиксатор, превращающий белки в прочные стабильные полимеры. Формальдегид, входящий в его состав, — сильное дезинфицирующее вещество. Бурые пятна, портившие внешний вид Ленина, предполагалось обесцветить перекисью водорода. Затем следовало полностью пропитать тело водными растворами глицерина и ацетата калия, чтобы ткани находились в водном равновесии с окружающей средой и не ссыхались.

Но опыта подобной работы у специалистов не было. В каких пропорциях следовало применять препараты? Каким образом пропитать ткани бальзамирующими растворами, не повредив их? Воробьев считал, что помогут местные компрессы, погружение всего тело в ванну с препаратами и локальные инъекции растворов. Также предполагалось, что насыщение тканей исправит деформацию ушей.

В конце марта тело поместили в ванну с формальдегидом. Было сделано множество глубоких разрезов, чтобы вскрыть полости и пропитать мышечный каркас формалином, а затем бальзамирующими растворами. Разрезы впоследствии доставили немало проблем: было трудно их замаскировать. Апрель ушел на отбеливание кожи неразбавленной перекисью водорода. Она сжигала верхний слой эпителия, что также позволило легче проникать бальзамирующим смесям. Затем тело выдерживали в спиртовом растворе глицерина. Постепенно заменяя спирт водой, ученые экспериментально установили оптимальное соотношение веществ для хранения тела при комнатной температуре и характерной для Москвы влажности.

Тело было «спасено», пришло время подготовить Ленина к экспозиции. Большое значение имели наклон головы, положение рук и угол освещения. У Крупской  реквизировали аутентичную одежду Ильича. 18 июня 1924 года все было готово, и тело было представлено делегации конгресса Коминтерна и родственникам Ленина. Крупская вышла из Мавзолея в слезах. Дмитрий Ильич, брат Ленина, пожал руки Воробьеву и Збарскому, сказав: «Он лежит таким, каким я видел его тотчас после смерти, а, пожалуй, и лучше». Правительственная комиссия также выразила свое удовлетворение проделанной Воробьевым и Збарским работой.

В течение четырех месяцев Воробьев и Збарский напряженно трудились и добились безусловного успеха. Уже 1 августа 1924 года Мавзолей Ленина был открыт для посещения. Бальзамирование Ленина придало ускорение формированию культа вокруг его личности. По словам Нины Тумаркиной, первого исследователя культа Ленина, лидеры партии ловко сыграли на вере русского «простонародья» в нетленность тел святых, используя результат в своих целях. Огромное атеистическое государство десятилетиями жило заветами человека, отрицавшего религию. Тем не менее, была решена действительно уникальная задача — бальзамирование целого тела с полным сохранением объемов, форм и всей клеточной и тканевой структуры. Результатом можно любоваться и по сей день.

Роман Тимаков

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

«И Ленин такой молодой…»

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>