информационное агенство «Экзистенция»

ЕГЭ: Взаимодействие личности, общества и государства

 

Если нация хочет быть невежественной и одновременно
свободной и независимой, то она хочет того,
чего никогда не было и не будет.

Томас Джефферсон 

Введение единого государственного экзамена существенно актуализировало проблему взаимодействия личности, общества и государства в сфере образования, что переводит его из разряда обычного экзамена в общественную проблему. «Я не раз говорил о том, что возникший разрыв между высшей и общеобразовательной школой достиг катастрофической глубины», — говорит ректор МГУ Виктор Садовничий. Специалисты высшей школы небезосновательно прогнозируют, что данный разрыв будет ликвидирован за счет низведения вузовских требований до уровня школьных с известными отрицательными последствиями для качества подготовки специалистов. Качество массового образования в России ухудшается по мере расширения масштабов ЕГЭ. Повсеместно стали возникать курсы и команды платных репетиторов и даже ОАО, натаскивающих, образно говоря, абитуриентов на технику быстрого поиска правильных ответов на некачественные задания так называемых «контрольно-измерительных материалов» («КИМов»), не выполняя при этом никаких решений. Недавно проскользнула и такая информация: «ЕГЭ в его нынешнем виде годится только для средних детей. При высших и низших оценках, полученных при сдаче ЕГЭ, слишком велики погрешности – до 15 баллов». Если эта информация верна (а сказана она было бывшим директором Федерального центра тестирования В. Хлебниковым), то это означает действительную и полную непригодность КИМов для проведения ЕГЭ.

 

Прежде чем рассматривать проблематику ЕГЭ и полемику, развернувшуюся в обществе вокруг нее, нужно выяснить, что было целью проведения столь масштабного эксперимента.

ЕГЭ возник распоряжением Правительства РФ от 26 июля 2000г. №1072-р, в котором предмет новшества излагался так: «Поэтапный переход к нормативному подушевому финансированию высшего профессионального образования предусматривает экспериментальную отработку технологии проведения единого государственного выпускного экзамена и его последующее законодательное закрепление…»

Единый государственный экзамен предлагался в качестве базового средства внедрения новой схемы финансирования, которая была названа государственными именными финансовыми обязательствами (ГИФО). Так, по результатам ЕГЭ выпускник школы получает право на оплату государством своего дальнейшего образования в вузе. Правительственная идея состояла в том, что оплата обучения должна быть дифференцированной в зависимости от суммы баллов, набранных по ЕГЭ. Наивысший балл должен обеспечивать бесплатное обучение в высшей школе, а далее необходима доплата, в зависимости от количества набранных баллов. Сумму сертификата государство перечисляет на счет того вуза, в который поступает выпускник. Деньги государства идут не на содержание и функционирование вуза, а на обучение каждого студента. Чем больше студентов учится в данном вузе, тем больше денег получает учебное заведение.

Внедрялось все это в форме эксперимента на внеправовом пространстве, в надежде получить «последующее законодательное закрепление». Пункт 3, ст. 43 Конституции РФ не предусматривает введения какой-либо платности за обучение для абитуриентов, поступивших в вуз на конкурсной основе. Волевым образом вводилась новая схема финансирования обучения в высшей школе, похожая на ваучерную. Введением ГИФО правительство снимало с себя ответственность за финансирование образования основной массы молодежи и вводило, в нарушение Конституции РФ, плату за обучение в государственных вузах. Для обхода этой нормы и была придумана схема дифференцированного конкурса по ЕГЭ. В этой схеме легитимное понятие «конкурс при поступлении в вуз» подменяется нелегитимным словосочетанием «конкурс баллов по ЕГЭ», введенном специально для осуществления схемы ГИФО.

Ныне самая упоминаемая цель ЕГЭ — это упрощение процесса поступления в вузы, сдача вместо двух изнурительных экзаменов только одного, а также достижение справедливости и объективности оценок. Вторая цель – искоренение коррупции. В то же время, фактическая секретность, возведенная правительством вокруг результатов ЕГЭ и ГИФО, вполне соответствует главным признакам коррупции – непрозрачности и правового вакуума. С точки зрения социологии, единый госэкзамен чреват усилением социальной дифференциации молодежи – самым верным признаком политической нестабильности общества. ЕГЭ попирает и установленную законом автономию вузов.

Упомянутая пара «ГИФО&ЕГЭ» прожила недолго и несчастливо. ГИФО погибли первыми. Поскольку вузы, согласившиеся принимать абитуриентов по сертификатам ЕГЭ, стали заинтересованными в получении высоких ГИФО от приходящих к ним абитуриентов, оценки по ЕГЭ стали искусственно и неудержимо подниматься. В итоге Правительство РФ было вынуждено заплатить вузам завышенные суммы денег, которые в бюджете до начала правительственного эксперимента не планировались. И поскольку никакие административные меры не помогали преодолению такого дефекта «ГИФО&ЕГЭ», было принято кабинетное решение о приостановке ГИФО. После чего ЕГЭ остался в одиночестве, без своей пары и без цели.

В размышлении о сущности ЕГЭ полезно задаться вопросом: чем он так замечателен? С самого начала в нем заметна аббревиатура из трех букв. Посмотрим на смысл, который в ней заключен.

Первая буква «Е» представляет слово «Единый», которое говорит об одном экзамене, призванном заменить два экзамена – по окончании школы и при поступлении в вузы. Но сразу возникает вопрос: можно ли одним и тем же содержанием массового экзамена (не говоря уже об одном тесте) достаточно точно измерить уровень подготовленности и у абитуриентов престижных вузов, и у тех, кто едва дотягивает до окончания школы? В теории педагогических измерений ответ на этот вопрос получен век назад и он однозначный: «Нет!» Потому что для проведения качественных измерений уровень трудности заданий должен соответствовать уровню подготовленности испытуемых. В противном случае точность измерения резко ухудшается.

Вторая буква «Г» означает государственную форму экзамена. Россия, как демократически ориентированное государство, в соответствии с Конвенцией по борьбе с дискриминацией в области образования (Париж, 14 декабря 1960 г.), унаследовала обязательства: не воздвигать барьеры перед своими гражданами на пути получения образования; не закрывать никому доступ к образованию любой ступени или типа; не ограничивать образование какого-либо лица; обеспечить равный для всех доступ к образованию. Если всякий экзамен – это барьер, то государственный экзамен – это барьер, устанавливаемый государством. ЕГЭ же – это тотальный государственный барьер, характеризующий страну в глазах мировой общественности далеко не с лучшей стороны. Вопреки взятым обязательствам по соблюдению упомянутой Конвенции, Правительство РФ приняло политическое решение организовать ЕГЭ в масштабах всей страны.

Третья буква «Э» отражает очень спорную идею экзамена. Например, самым ярким противником экзаменов был выдающийся русский писатель Лев Толстой. А психолог Д. Эльконин сравнивал оценку с винтовкой, нацеленной в лоб ребенка. Многочисленными научными данными было подтверждено пагубное влияние экзаменов на психику учащихся. Экзамен – традиционная и трудоемкая форма контроля. Он вообще невозможен при решении масштабных задач оценивания уровня и структуры подготовленности. Для этого больше подходят научно-обоснованные тесты. Но за годы коммерческих правительственных экспериментов было потрачено много средств, а полноценных тестов нет.

В итоге ЕГЭ оказывается не единым, не государственным, не экзаменом. Эффективный единый экзамен создать проблематично по метрическим соображениям, государственным в демократическом обществе он быть не может по определению, обычным экзаменом он не может быть по технологическим условиям проведения масштабных проверок знаний.

Подготовлено Варварой Калитиной по материалам статьи Вадима Аванесова «Единый государственный экзамен в фокусе научного исследования».

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

ЕГЭ: Взаимодействие личности, общества и государства

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>