информационное агенство «Экзистенция»


Души скрипок: от божественного до дьявольского

26 мая Фонд поддержки уникальных культурных проектов им. Когана представил свой первый публичный проект. Пять раритетных скрипок легендарных итальянских мастеров – Страдивари, Гварнери, Амати, Гваданини и Вильом – привезены в Москву, чтобы в одном концерте в руках заслуженного артиста России Дмитрия Когана раскрыть всю глубину своего звучания. Потрясающей музыкой восхищалась корреспондент ИА «Экзистенция» Анна Назарова.

Колонный зал Дома союзов, известный своей великолепной акустикой, заполняется поклонниками виртуозной игры Дмитрия Когана. Только сейчас я понимаю, почему этот зал сохранил репутацию одного из самых популярных и одновременно самых престижных. Мне кажется, что я попала в цветущий сад из подсвеченных нежно-зеленым коринфских колонн с висящими между ними крупными гроздьями хрустальных люстр.

На сцену поднимается идеолог и создатель Фонда, председатель Совета директоров Группы компаний «AVS Group» Валерий Савельев. Он видит основную задачу своего начинания в том, чтобы развивать в России лучшие мировые традиции благотворительности и меценатства. «Уже несколько лет я приобретаю и передаю талантливым музыкантам раритетные струнные инструменты. Семь из них уже находятся в Свердловской филармонии, а жемчужиной коллекции по праву считается квартет Вильома, так как ни в одном оркестре мира нет даже трио подобного уровня. Девиз Фонда: лучшие инструменты должны звучать в России и для россиян», – рассказал Валерий Савельев, уступая место маэстро Дмитрию Когану.

Лауреат международной премии в области музыки DA VINCI 2006 года, почетный профессор Афинской консерватории, в репертуаре которого практически все крупные концерты для скрипки с оркестром, Дмитрий весь вечер представлял раритеты зрителям. Он справился без искусствоведа и рассказывал о творении итальянских мастеров удивительные подробности.

Маэстро исполняет румынские танцы Бела Бартока, легким движением смычка разворачивая перед зрителями роскошь темной южной ночи с пылающим костром, звуками песен, скрипом кибиток. Музыка удаляется, как и последний звук скрипки – тягуче-тяжелый, замирающий вдали.

Музыка Брамса всегда была притягательна для меня. Но на этом концерте я поняла, что мало знаю о легкости и вариативности пьес композитора. Дмитрий нежно приобнял инструмент работы Гваданини. «Эта скрипка была сделана в Парме. И ее звучание по праву занимает место между небесным Страдивари и дьявольским Гварнери», – откровенничает маэстро. Голос скрипки раскрыл мне простой секрет: музыка – это постоянный диалог. И вот уже фортепьяно танцует со скрипкой, кружится в небесном вальсе. Как настоящие партнеры, инструменты меняются местами, ведомый становится ведущим.

Дмитрий представляет новую скрипку: «Перед вами молодой экземпляр работы Джузеппе Гварнери. Год создания – 1728». По признанию маэстро, это очень мужская скрипка, у нее бодрое звучание и активный тембр. Голос скрипки крепнет не сразу: она постепенно раскрывается в мелодии, расширяется, заполняя все пространство зала своими божественными звуками.

Имена владельцев скрипок держатся в строгой тайне. По словам организаторов концерта агентства НЬЮТОН.PR&COMMUNICATION, «AVS Group» планирует приобрести одну скрипку, но какую именно, пока не разглашается. Будет ли это заслуживающая большого внимания скрипка работы французского мастера смычковых инструментов Жана Батиста Вильома? Начинал Вильом с имитации скрипок старинных итальянских мастеров, в том числе Страдивари и Гварнери, а всего за свою жизнь художник создал около 3000 инструментов.

Во втором отделении концерта солист Дмитрий Коган готовится выступать в сопровождении оркестра Volga Filarmonic. И я моментально узнаю мелодию «Лета» Вивальди. Музыка слетает со смычка как нежный батистовый шарф. Это и неудивительно, ведь маэстро играет на скрипке, сделанной Николо Амати – яркого представителя семьи мастеров, живших в итальянской Кремоне. Именно Николо довел до совершенства форму скрипки, созданную его дедом, и наградил ее удивительно певучим голосом.

«Осень» рисует передо мной другие картины. Мне даже не приходится закрывать глаза, чтобы представить себе тусклое дождевое небо, набухшее холодным дождем, клонящиеся от ветра деревья и пронизывающий холод порывов ветра.

Следующая за «Осенью» «Зима» завораживает, как могут впечатлить только божественные звуки музыки скрипки работы Антонио Страдивари. Год создания этого инструмента – 1718, он относится к «золотому периоду» творчества мастера. Именно в это время форма, естественность скрипки достигли совершенства. Звук их золотой, и мне даже не верится, что скрипка сделана из дерева… Я не перестаю удивляться, как простые движения смычка удивительно объемно и зримо передают танец вихря снежинок, порывы ледяного ветра и, самое главное, тоску по жаркому лету.

Венцом выступления для меня стала, конечно же, «Весна» Вивальди, которую Дмитрий Коган исполнил на скрипке Джузеппе Гварнери. В чарующей мелодии слилось все: свежесть ночного парка, наполненного ароматом цветущих яблонь, пение соловьев и предчувствие любви.

 

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Души скрипок: от божественного до дьявольского

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>