информационное агенство «Экзистенция»

Decode: прикосновение к цифровому искусству

Компьютеризация, мультимедийность, интерактивность, век цифровых технологий, — все эти слова знакомы нам не понаслышке. Это то, что транслируется по телевидению, то, о чем пишут в газетах и трубят в Интернете. Но как все перечисленное связано с искусством?

Не с формами его распространения, а с искусством как таковым? Выставка в «Гараже», проходящая с 11 февраля по 10 апреля, поможет нам найти ответ на столь сложный вопрос, приоткрывая завесу в эту притягательную и загадочную область.

Абсолютно темный зал, песня культовой британской группы radiohead «House of cards», играющая по кругу. Меланхоличный голос Тома Йорка создает прямо-таки медитативное настроение. Восприятие первых работ, однако, достаточно смазанное. Некоторые зрители растерянно, а то и насмешливо, перешептываются: «Ну как, ты считаешь это искусством?» На экранах мы видим сложное движение линий, геометрических фигур, сбоку читаем шифрованные подписи: «визуализация компьютерных программ», «звуковизуализация скульптуры, вдохновленная синестезией». У меня, как у зрителя, ограниченного гуманитарным профилем, тут же возник резонный вопрос: «Может быть, я не способна оценить всю прелесть этой выставки? Не является ли она подарком исключительно для посвященных и насмешкой над профанами, с трудом держащими в руках обычную “мыльницу“ и давно забывшими, что такое “логарифм“, не говоря уж о хитроумных математических вычислениях?» Однако когда я подошла к работе австрийской художницы Лии «Дуги-21», мои сомнения рассеялись. На экране мы видим завораживающее движение дуг, меняющих свой цвет от серого до кроваво-красного. Они постепенно утолщаются, уплотняются, насыщаются цветом, а потом опять расщепляются. Из этих фигур как будто вырастают диковинные растения, цветы и водоросли. Иногда они становятся похожими на пряди волос, как будто апеллируя к женской сущности автора работы. «Дуги-21» напомнили мне детский калейдоскоп, глядя в который можно увидеть множество различных картинок. Надо сказать, что именно через эту работу мне приоткрылась дверца в волшебный мир практически незнакомого мне искусства. В тот момент я почувствовала себя Алисой, провалившейся в нору вслед за Белым кроликом.

Работа художника Даниэля Брауна сразу привлекает внимание своей масштабностью: экран практически занимает всю стену. Мы видим анимированные цветы: процесс их роста, распускания бутонов. Их движение происходит за счет математического алгоритма. Важно отметить, что эта работа ненавязчиво подталкивает нас к восприятию важнейшей проблемы – соотношению мира природы и высоких технологий.

Вообще, путешествие по этой выставке (а мне хочется называть это именно так) напомнило мне еще одну ситуацию из детства: вы обедаете, и вам нужно обязательно съесть суп, гарнир с котлетой,  а потом, только после всего этого, вам позволят насладиться шоколадкой или пирожным. Кто из вас любил супы больше пирожных? Правильно: никто. Однако только после всех двух блюд сладкое казалось наиболее вкусным, а ожидание оправданным. Эта гастрономическая метафора, как мне кажется, легко применяется к выставке «Decode». Сначала мы пребываем в некоторой растерянности, так как не совсем понимаем механизмы и предназначение показанных работ. Мы не чувствуем, как они соотносятся с нашим личным опытом, с нами самими. Но постепенно – вот оно долгожданное сладкое! – мы становимся не просто наблюдателями, но и участниками, и втягиваемся в завораживающую авторскую игру. Одна из интереснейших в этом плане работ сделана Даниэлем Розином: на экране создаются скульптуры, реагирующие на подходящего зрителя. Вы смотрите экспонат и становитесь частью него.  Ваш образ постепенно складывается из снега, а потом так же быстро рассыпается.

Дальше – еще интереснее. На электронном табло мы видим дерево, которое колышется от «настоящего» ветра за окном, а потом отбрасывает к нашим ногам свою листву. Симон Хейденс создает очень тонкую и глубокую картину, развивающую тему экологии.

Группа художников из Дании, Норвегии, Великобритании и других стран подхватывает эту же идею. На экране мы видим огромный одуванчик, с которого мы можем сдуть семена специально прилагающимся к экрану феном.

Но не все работы несут в себе такую глобальную экологическую подоплеку. Росс Филипс, например, демонстрирует аппарат, запечатлевающий вас на долю секунды, и это получается чрезвычайно забавным, как бы помогает зрителю чуть отвлечься.  Рафаэль Лосано-Хеммер создает интерактивный коллаж «Долгий поцелуй», который показывается на шести экранах. Его особенность заключается в том, что в этой кино-нарезке подавляющее большинство пар имеют гомосексуальную ориентацию.

Последней увиденной мною работой стало творение Мехмета Актена, представляющее собой интерактивный холст, на котором вы можете рисовать при помощи собственного тела (экран реагирует на ваши движения).  У меня получилось что-то нежно-акварельное, как весеннее небо, плюс было много сиреневого  и цвета морской волны.

Выставка «Decode» уникальна. Она поднимает важные проблемы и демонстрирует значимость современного искусства в целом. Где еще вы сможете почувствовать себя не просто посетителем, но и со-творцем, интерактивным участником событий? Спешите увидеть. Место встречи то же: «Гараж», с 11 февраля по 10 апреля.

 

Валерия Мухоедова

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Decode: прикосновение к цифровому искусству

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>