информационное агенство «Экзистенция»

Дали. Дали. Дали.

Это имя знакомо каждому. Даже тому, кто бесконечно далек от искусства. Потому что этот человек был гением. И его гениальность воплощалась во всевозможных творческих проявлениях. Конечно, наибольшую популярность он приобрел благодаря своим картинам, но он также скульптор, написал несколько книг и являлся режиссером нескольких кинокартин. А также, мало кто знает, что именно он придумал известную во всем мире ромашку – логотип Чупа-Чупса.

На просторах интернета можно найти множество всяческой информации о знаменитом художнике. Но я решил поближе познакомится с ним через книгу Питера Мура «Живой Дали». И не пожалел об этом ни разу. Сразу скажу об авторе. Капитан Джон Питер Мур — друг и доверенное лицо божественного Сальвадора Дали. Этот человек огромную часть своей жизни провел на войне, занимая совершенно разноплановые должности, и завязал там крепкую дружбу с сыном самого Уинстона Черчилля. После армии он пошел в кинематограф, и под его руководством вышло множество фильмов. Но все это было до знакомства с великим художником. Капитан рассказывает о том Дали, которого не знала и не могла знать восторженная публика. «Дали по Капитану Муру» очень сильно отличается от иконы сюрреализма, написанной обществом. Союз капитана с художником просуществовал более пятнадцати лет. И почти каждый день они проводили бок о бок, пока художник работал над картинами, капитан заключал сделки на новые работы, они вместе ходили на выставки, приемы, в рестораны, бывали они и у Папы Римского, и у представителей королевского семейства того времени. И этот человек, находившийся постоянно рядом с художником, написал великолепную книгу о нем.

Скажу пару слов и о самой книге, в каком стиле она написана. Сначала мы вкратце узнаем историю жизни Питера Мура, рассказанную его женой, чтобы представить какого склада характера был капитан. Затем, познакомившись с автором, мы отправляемся в путешествие по его воспоминаниям. Все начинается со знакомства с Дали и продолжается на протяжении всей их дружбы. Книга условно разделена на три части, соответствующие местам, где в тот или иной период времени жил художник. Это Кадакес и Испания, Нью-Йорк и Штаты и Париж и Франция. Почему это разделение условное? Потому что вся книга состоит из небольших глав, порой всего в одну страницу, в которых капитан рассказывает какую-то интересную историю о Дали. Эти главы идут вне какого-либо хронологического порядка, как воспоминания. И это добавляет жизни в книгу, как будто ты сам сидишь и разговариваешь с капитаном за обедом, и он рассказывает тебе веселые истории. Причем каждая история действительно уникальна и удивительна. Зачастую это какие-то скандальные выходки, сделанные Дали. Ведь, как известно, среди многих своих современников он вызывал опасение и неприязнь. И неудивительно, ведь художник мог запросто забыть какой сегодня день недели или месяц, и именно в такие моменты Питер Мур помогал ему. Но даже капитан был бессилен, когда с работами Дали случались такие нелепости, что нельзя было после вспоминать это без смеха. Также в книге показаны взаимоотношения Дали со знаменитостями того времени: с Пикассо, который оплачивал счет в ресторанах одними своими автографами, с королевой Елизаветой Второй, уходя с аудиенции которой Дали пятился задом до самых дверей, с Коко Шанель, законодательницей моды того времени и многими другими.

Вот одна из них, я привел ее полностью, она короткая, но очень веселая.

Алиса в Стране чудес

Когда мы были в Париже, Дали получил заказ на серию рисунков гуашью по мотивам «Алисы в Стране чудес». Он быстро закончил работу, но рисунки надо было просушить. Дали счел, что они занимают слишком много места в его апартаментах, и попросил меня позволить ему разложить рисунки в моем номере.

Я разложил их на полу в гостиной, стараясь не оставить следов от пальцев и не трогать, пока они не высохнут.

На следующее утро я с ужасом обнаружил, что кто-то из моих оцелотов пробежался по произведениям искусства. Один из рисунков был облизан, на нем хорошо просматривался след от языка, шерсти и усов.

С некоторым страхом я рассказал Дали о том, что произошло, и он пришел оценить ущерб.

Божественный разглядывал рисунок с важным видом.

- Оцелот отлично поработал! — сказал он в конце концов. — Так намного лучше, оцелот добавил последний штрих! А чего вы ждали? — сказал он, еще раз оценивающе оглядев рисунок. — Это же оцелот Дали!»

Сам автор оценивает поведение Дали по-разному. Вначале знакомства, он не понимает как можно вести себя так уверенно и вызывающе. И неудивительно, ведь капитал дисциплинированный военный человек, а при первом знакомстве надменный Дали просит его устроить ему встречу с самим Папой Римским! Затем, когда Дали предложил капитану работу, тот не сразу понял, что же от него требуется. Никаких конкретных задач ему поставлено не было, он должен был быть правой рукой Дали. И, согласившись, он сразу сказал художнику, чтоб тот не удивлялся, если капитан неожиданно уедет и покончит с такой непонятной на тот момент работой. Но шло время, и они настолько подружились, что работа стала настолько привычным занятием. И Питер Мур свыкся с большинством выходок Дали. Хотя бывали и такие, которые даже его поражали своей скандальностью.

 

В заключении скажу, что я не являюсь поклонником Сальвадора Дали. И к сюрреализму я также не испытываю гигантского влечения. Но несмотря на все это, книгу Питера Мура я прочел взахлеб, главу за главой. Узнавая, сколько всего интересного и, порой, скандального было в жизни всемирно известного мастера двадцатого века.

 Астамур

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>