информационное агенство «Экзистенция»

Беспокойные покойники

Смерть, неизбежный и непостижимый финал человеческой жизни, всегда пугала и завораживала людей. Смертные хотели верить, что их существование не закончится с последним ударом сердца, но, в то же время, до жути боялись того, что может ожидать их за этой гранью.

Особенно пугала возможность возвращения назад, к живым людям, но уже в новой, ужасающей форме. Этот страх нашел отражение в легендах о «живых мертвецах», являющихся неотъемлемой частью культуры, в том числе, и современной. Попробуем разобраться, что представляют собой эти легенды, и нет ли в них доли правды…

В европейском фольклоре чаще всего встречаются два названия оживших мертвецов, это revenant, от латинского revenans, «вернувшийся», и Wiedergänger – «тот, кто снова ходит». Оба эти названия имеют довольно собирательное значение, они могли обозначать практически любую нежить, от приведения до вампира. Кстати, вопреки расхожему мнению, «нежить» — весьма древнее славянское слово, а не калька с английского «undead», вошедшего в обиход лишь в XIX веке.

Как бы ни назывались «восставшие мертвецы», описывались они довольно похоже во всех культурах. Нежити всегда отличались исключительно дурным нравом, старались всячески досаждать живым, либо бывшим родственникам и соседям, либо своим обидчикам. Мертвецы приносили болезни, поедали людей и скот, грабили, пили кровь и так далее. Это вполне логичным образом следует из человеческого страха перед неведомым. Причины возникновения нежитей, в целом, тоже похожи. Не лежалось в гробу тем, кто умер жестокой, неестественной смертью, самоубийцам, колдунам и ведьмам, некрещеным младенцам, людям, над которыми не были произведены должные обряды (например, утопленникам).

Конечно, существуют и достаточно своеобразные представления о «ходячих мертвецах». Точнее говоря, они не всегда именно «ходячие». Например, китайские мертвецы, джианг ши, вовсе не могли ходить, зато отлично прыгали. При этом питались они не плотью и кровью, а так называемой жизненной энергией ки. В остальном, джианг ши довольно похожи на славянских и европейских «коллег».

Прыгучестью отличались и скандинавские «неспокойные покойники», драугры. Они не просто передвигались вприпрыжку, но скакали по крышам домов, разрушая их, обладали невероятной силой и были неуязвимы для оружия, победить такого монстра можно было только врукопашную: свернуть шею, отрубить голову, сжечь все тело, а пепел развеять над морем, поскольку драугр мог возродиться целиком даже из пригоршни пепла.

Если мертвые «прыгуны» — экзотика загробного мира, то «кровососы» были практически во всех древнейших этносах: и у вавилонян, и у шумеров, и даже у древних армян. Кстати, армянский вампир Даханавар — чуть ли не единственный «добрый» кровопийца. По легенде, он владел большой территорией и защищал их обитателей, а кровь получал исключительно от незадачливых захватчиков, причем выпивал ее из стопы.

Со злыми вампирами все боролись похожим образом: их сжигали, им протыкали осиновыми или серебряными колами сердца, отпугивали священными предметами, святой водой либо резко пахнущими субстанциями (чесноком и уксусом). Занимателен такой факт: во многих этносах было принято считать, что восставший мертвец не может пройти мимо большого скопления мелких предметов, не пересчитав их. В такой мелочности «замечены» не только европейские и славянские, но также индийские и китайские кровопийцы. Чтобы «подозрительный» покойник не выбрался из гроба, на могилу часто насыпали маковое зерно, опилки или рис, чтобы занять его на всю ночь.

Кроме того, нередко над шеей «потенциального вампира» в могиле устанавливали косу, чтобы он сам себе отрезал голову, пытаясь встать; также подрезали сухожилия на ногах, вгоняли кол в сердце или вбивали кирпич в рот. Конечно, легче не допустить появления нежити, чем с ней бороться. Несмотря на богатые археологические подтверждения популярности подобных «превентивных мер», свидетельства появления зловещих мертвецов появлялись не так и редко.

Если у восточных славян, народов Азии и Африки нежить довольно обезличена, то европейские «свидетельства» описывают вполне конкретных личностей, перевоплотившихся после смерти.

Например, во второй четверти XVIII века были довольно подробно задокументированы случаи сербских крестьян Петера Благоевича и Арнольда Паоле. По свидетельствам соседей, Благоевич несколько раз возвращался после смерти и выпивал кровь бывших односельчан. Паоле, по его собственным словам, был укушен вампиром, а после его гибели соседи и родственники стали умирать по непонятным причинам, что, естественно, списали на кровожадность мертвеца.

В то время в Восточной Европе произошла серьезная вспышка «вампирской активности», имевшая весьма серьезные последствия. Многочисленные жалобы населения на нападения вампиров привели к масштабной охоте на вампиров и колдунов, в нее были вовлечены не только простолюдины, но и представители власти. В поисках «спящих вампиров», крестьяне массово вскрывали могилы и зачастую находили то, что хотели. Многие подозрительные личности (живые) были жестоко казнены.

В 1746 году Антуан Августин Кальме, уважаемый французский ученый и богослов, опубликовал результаты исследования, которые заставили поверить в вампиров многих просвещенных и скептически настроенных людей, включая даже Вольтера. Истребление кровопийц продолжилось с новой силой. Лишь несколько лет спустя было опубликован научный труд, доказывающий, что «живых мертвецов» не бывает, а охота на вампиров, вскрытие могил и глумление над трупами были законодательно запрещены.

Существует ряд достаточно жизнеспособных объяснений феномена фольклорного вампиризма. Во-первых, за происки загробных кровососов в древности могли принимать последствия заразных болезней, таких как, например, туберкулез. Неестественный вид отдельных трупов в раскрытых могилах тоже не сложно объяснить: процессы разложения могут проходить по-разному, в зависимости от причин смерти и состава почвы, в которой погребено тело. В ряде случаев, внешние следы тления могут быть не очевидны, при этом труп может раздуться от скопления газов, выглядеть более упитанным и здоровым, чем до смерти. По той же причине возможно изменение положения конечностей, изо рта и носа может вытекать кровь. Добавить к этому иссушение десен, приводящее к обнажению корней зубов, интерпретируемое как появление клыков, — и вот перед нами недавно пообедавший вампир.

Причиной зарождения самого мифа о вампирах могло послужить редкое наследственное заболевание, порфирия. У больных нарушается синтез гемоглобина, как следствие, возникает дефицит железа и кислорода в организме. Известно не менее десяти стадий этой болезни, при наиболее тяжелой из них у больного нарушается заживление ран, кожа становится чувствительна к любым повреждениям, результат — повсеместные язвы и гнойники. Кроме того, повреждаются соединительные ткани и десны, то есть, появляются «клыки», пальцы скрючиваются наподобие звериных когтей, деформируются уши и нос.

Страдающие порфирией крайне болезненно воспринимают солнечный свет, более того: сульфоновая кислота, выделяемая чесноком, способна заметно отягчить их состояние. Таким образом, больной порфирией в тяжелой стадии — просто вылитый средневековый вампир. Однако это болезненное состояние не может быть связано с «кровавой жаждой» и не лечится здоровой кровью при пероральном приеме. Зато оно сопровождается приступами безумия, которые вполне могут выражаться в форме агрессии. Остальное древние крестьяне вполне могли домыслить со страха. Главным недостатком «порфирической» версии происхождения вампиров является исключительная редкость этой болезни. Столь тяжелая форма порфирии встречается у одного человека из 100 (или 200) тысяч. Но это современные данные, а в древности данное заболевание могло быть распространено сильнее. Не исключено, что именно «охоты на вампиров» искоренили «дурное семя».

Также современные психологи выделяют расстройство, называемое «клинический вампиризм», при котором жертва одержима питьем крови людей или животных. В XX веке было несколько маньяков-убийц, выпивавших кровь своих жертв, но нет данных о средневековых клинических случаях. Вполне возможно, что эти деформации психики вызваны непосредственно культом вампиров, возникшем в массовой культуре благодаря роману Брема Стокера «Дракула» (1897 год). С тех пор к вампирской тематике кто только ни обращался, все более романтизируя образ прекрасного вампира-аристократа.

Фольклорные европейские вампиры были выходцами из крестьянства, а вовсе не аристократами. Историческими прообразами литературных вампиров принято считать прославившихся непомерной кровожадностью Влада Цепеша из Трансильвании (Румыния), а также Элизабет Батори из Эчеда (Венгрия). Это реально существовавшие люди, к слову сказать, дальние родственники. Считается, что Цепеш любил сажать людей на кол, сдирать кожу живьем, и чуть ли не завтракал на месте казни; а Батори принимала еженедельные ванны из крови девственниц, чтобы сохранить свою молодость. Во-первых, подобные проявления садизма ничего общего с вампиризмом не имеют, во-вторых, они сами по себе не слишком достоверны.

Все легенды о безумствах Цепеша строятся на одном-единственном анонимном документе сомнительного происхождения, а свидетельства против Батори были получены инквизицией от ее слуг под пытками, причем все «сообщники» были сразу же казнены, а сама Элизабет так не дожила до суда. Хотя и нет возможности объективно судить, насколько преувеличены слухи о злодеяниях этих персон, легенды о них породили целый пласт современной массовой культуры.

Другая разновидность современной поп-нежити — это зомби, ожившие мертвецы, лишенные собственной воли. Как название, так и концепция целиком, восходят к гаитянским народным преданиям. Там считается, что могущественные колдуны-вудуисты  (бокоры) способны превратить человека в зомби, похитив его душу. Пока жертва спит, бокор «высасывает» душу через замочную скважину и помещает в бутыль. Вскоре человек умирает, а в полночь после погребения колдун втайне раскапывает могилу, дает телу вдохнуть малую частицу души, а бутыль разбивает. Скрыв следы преступления, бокор уводит послушную нежить и делает своим вечным рабом.

На Гаити эти верования весьма распространены, в том числе и среди образованного населения. На протяжении XX века было задокументировано немало случаев, когда люди встречали и узнавали своих родственников или соседей, похороненных годы назад, при этом в могилах обнаруживались чужие останки. Описывались также случаи, когда неприкаянный зомби вдруг оказывался посреди города.

Конечно, в это трудно поверить. Но, согласно исследованиям американского этнобиолога Уэйда Девиса, зомби — это реальность. Само собой, никто не похищает души в прямом смысле. Бокоры используют специальный порошок, сделанный на основе ферментов, выделяемых гаитянской жабой буфо маринус: буфотеина и буфотоксина. Попав в пищу, кровь или дыхательные пути, порошок вуду вызывает у человека состояние, близкое к коме. Врачи диагностируют смерть, человека хоронят, а ночью бокор выкапывает свою жертву.

В результате действия токсинов порошка, а также длительного кислородного голодания большинство функций головного мозга человека утрачиваются, жертва колдуна действительно становится безвольным рабом, способным выполнять простые приказы. Таким образом, зомби — все же не ожившие мертвецы, а несчастные, бездумные, но формально живые люди.

Конечно, исследование Девиса тоже вызывает немало вопросов. Сомнительно, что кто-то из «колдунов» вдруг решил открыть свои тайны иноземцу. Неясно, каким образом был найден рецепт порошка, как был передан этот опыт, — ведь малейшая неосторожность в процессе его изготовления способна сделать зомби самого бокора. И, в довершение всего, каким образом Девис проверил свое открытие и проверил ли? Может, его просто обманули хитрые гаитянцы.

Безусловно, достижения современной науки в какой-то мере проливают свет на «тайны» загробной жизни, но по-прежнему остается немало нестыковок и загадок. Так что, ходить ли ночью на кладбище, решайте сами.

Алексей Илларионов

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Беспокойные покойники

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>