информационное агенство «Экзистенция»

Аюрведа. Естественная гармония

       Аюрведа – древняя ведическая система знаний о здоровье тела и души. Термин произошел от санскритских слов «аюс» – жизнь и «веда» – знание. Однако «аюс» означает не только физический процесс жизни, это понятие включает в себя единство тела, ума и души. Если все они находятся в гармонии, то человек здоров.

И все попытки вылечить тело, забывая о душе и уме бессмысленны, ведь ум оказывает влияние на тело, а без осведомленности нет и свободы от болезни и покоя духу. Для того чтобы придти к пониманию жизни, нужно изучить все эти категории как вместе, так и по отдельности. Таким образом, аюрведа – это  учение о жизни в самом полном смысле этого слова:  учение о душе, человеческом уме, человеческих чувствах и человеческом теле.

     Аюрведа – древнейшая на земле мировоззренческая система: первые упоминания о ней содержатся в четвертой из Вед (древнем священном писании индуизма) – Атхарве-веде. В ней указывается, что бог творения Брахма поведал тайны медицины Дакше, одному из богов-демиургов. Дакша, в свою очередь, передал знания божественным близнецам Ашвинам, символизирующим рассвет и закат, которые впоследствии стали великими врачевателями и позже изложили эти тайны богу-воителю Индре. Индра передал свои знания ученикам, в том числе, одному из семи индийских мудрецов по имени Бхарадваджа.

Возросший за последнее время интерес к аюрведе объясняется, прежде всего, огромным интересом к йоге. Исследователь Дэвид Фроули, специалист по Ведам, называет йогу сестрой аюрведы и настаивает на том, что йога – это духовная сторона аюрведы, в то время как аюрведа – целительская сторона йоги. При помощи аюрведы  можно достичь гармонии между физической и духовной сторонами жизни человека, когда тело не отвлекает от духовной практики (йоги).

Если рассматривать аюрведу с медицинской точки зрения, она предназначена для того, чтобы поддерживать здоровье здоровых людей и лечить больных. Ее фундаментальные принципы основаны на следующем постулате: все, что происходит в природе, также происходит и в человеческом теле, следовательно, законы природы применимы и к нему. Аюрведическая медицина сложилась благодаря тому, что на протяжении тысячелетий древнеиндийские мудрецы риши изучали поведение человека, его потребности в питании, использовали дары природы в лечебных и профилактических целях и постоянно пополняли уже имеющиеся знания. Основное отличие аюрведических целебных практик от западной медицины заключается в том, что аюрведа не просто лечит симптомы болезней, но исследует и устраняет причины физических и духовных недугов.

Согласно аюрведе, человек, желающий быть здоровым, прежде всего, должен стать счастливым. А счастливым он может стать только тогда, когда он достиг гармонии с самим собой и окружающим миром, когда он стал духовно чистым и честным, обрел невозмутимость, спокойствие, дружелюбие ко всем существам и свободу от внутренних врагов. В Ведах говорится, что главными внутренними врагами человека являются: вожделение, гнев, зависть, жадность, страх и иллюзия. Они лишают человека покоя, а, следовательно, здоровья. Если западная медицина среди факторов, сокращающих человеческую жизнь, указывает плохую экологию, предрасположенность к заболеваниям и неправильный режим, то аюрведа связывает причины болезней с отрицательными эмоциями.

В аюрведе считается, что плохое настроение – это, прежде всего, ненависть к высшим силам, Вселенной, а уныние и отчаяние ведут к накоплению плохой энергии – амы. От нее можно избавиться только через пост, который называется мадху-врата, проще говоря, через отказ от негативного мышления. Ведь, если человек находится в плохом настроении, ему все кажется плохим, а если в хорошем – весь мир раскрашивается яркими красками. Для поддержания стабильного эмоционального фона человек должен постоянно работать над четырьмя добродетелями: состраданием, дружелюбием,  благожелательностью и безучастием. Ключом к развитию этих добродетелей являются медитативные практики.

Аюрведическая медицина, в противовес синтетическим лекарствам, которые  дают  быстрые результаты,  предлагает использовать для лечения натуральные продукты питания, травы и так называемые мягкие практики, которые направлены на оздоровление организма. Дополнительные методы терапии могут включать в себя читку мантр, массаж и самомассаж, ароматерапию, лечение с использованием полудрагоценных камней, металлов и минералов. Благодаря использованию этих естественных, бескровных и не стрессовых для организма методов, здоровье человека восстанавливается медленно, но при этом – устойчиво.

И тело, и разум, и дух человека постоянно находятся под воздействием внешних факторов. Поэтому в аюрведе учитываются и погода, и времена года, и питание, а также виды деятельности, которыми занят человек и его взаимоотношения с окружающими людьми.

Но главное – это не лечить болезнь, а постараться предотвратить ее появление. Поэтому, для того чтобы оставаться здоровым, каждый последователь аюрведы должен стать активным участником в управлении своим здоровьем: специалист может лишь дать рекомендации по исцелению, а все остальное – в руках самого человека.

В основе процесса контроля и управления здоровьем лежит учение о дошах – трех конституционных типах. Одни и те же погода, пища, деятельность и выбор образа жизни влияют по-разному на разных людей. Однако есть и определенные общие закономерности. Именно на этом основывается учение о дошах. Согласно ему, выделяется три типа людей: капха, пита, ватта.

Капха это слизь. Люди этого типа хорошо, пропорционально сложены. Они миролюбивы, терпеливы, умеют держать себя в руках. Но люди капхи предрасположены к пассивности, а на физическом уровне – лишнему весу.

Пита энергия огня. Если человек строен, среднего роста, с активным обменом веществ  и хорошим аппетитом, то он принадлежит к этому типу. Огонь всегда доводит начатое дело до конца, но при избытке этой доши в организме человек становится неуправляемым, вспыльчивым, прогрессируют заболевания желудка и печени.

Ватта – доша ветра. К ней принадлежат люди хрупкого телосложения, либо очень высокие, либо миниатюрные, с холодным взглядом, быстрой речью и высокой активностью. Они, как правило, легко устают, а при дисбалансе энергий с трудом могут концентрироваться на задаче.

Понимание своего типа доши дает возможность правильно выбрать образ жизни, способствующий сохранению и укреплению здоровья. Когда человек узнает больше о своей доше, он понимает, в каком количестве сна нуждается, какие упражнения ему полезны и какую пищу следует употреблять, чтобы быть здоровым. Постепенно приходит и осознание своего «я», что приводит к гармонии тела, разума и души.

В аюрведе нет строгих догм и рамок. Важно прислушиваться к ощущениям своего организма. Только так можно достичь физической и душевной гармонии с окружающим миром, разумом, чувствами и самим собой. Именно этому и учит аюрведа.

 

Лилия Остапенко

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Аюрведа. Естественная гармония

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>